«Сибирь» прощается с Арктикой

Sibir Ледокол «Сибирь» на ФГУП «Атомфлот"перед буксировкой на утилизацию Photo: Анна Киреева

Атомный ледокол «Сибирь», построенный на Балтийском заводе и спущенный на воду в 1978 году, был выведен из эксплуатации в 1993 году. Деньги на его утилизацию нашлись только в Федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года».

«Если с утилизацией атомных подводных лодок уже имеется большой опыт, то первая утилизация атомного ледокола с удалением реакторной установки из корпуса – очень важный и показательный этап, потому что в дальнейшем этому будут подвергнуты и другие суда и корабли, имеющие ядерные энергетические установки. Здесь, можно сказать, ФГУП «Атомфлот» намного опережает атомные станции, где процедура вывода из эксплуатации еще не отработана», – считает эксперт «Беллоны» Андрей Золотков.

По словам заместителя генерального директора – главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, поскольку буксировка является потенциально опасной операцией, на судне было проведено максимальное количество подготовительных мероприятий, в том числе и так называемое комплексное инженерно-радиационное обследование (КИРО).

«Отработавшее ядерное топливо было выгружено в 1996 году, наработка реакторной установки составила порядка 100 000 часов. Это назначенный ресурс, который был отработан и более не продлевался», – рассказал Кашка журналистам в день предполагаемой буксировки «Сибири» на судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа».

Однако ледокол не был отбуксирован на СРЗ ночью 11 ноября, как предполагалось ранее, поскольку на «Нерпе» сейчас находится судно «Итарус». По словам начальника отдела коммуникаций ФГУП «Атомфлот» Евгения Свиридова, буксировка «Сибири» отложена во избежание навигационных сложностей, но ледокол будет отбуксирован в ближайшие дни.

В течение следующего года «Нерпа» проведет работы по демонтажу реакторной установки. Стоит отметить, что первоначальный проект утилизации был существенно доработан. Согласно плану «Сибирь» собирались утилизировать целиком.

Однако по инициативе работников Атомфлота, была сильно изменена структура работ – на судне будет демонтирована только реакторная установка, а потом корабль порежут на металлолом.

Sibir_icebreaker Ледокол «Сибирь» подготовлен у буксировке на утилизацию. Photo: Анна Киреева

«Это позволило существенно снизить стоимость утилизации. Цена первоначального проекта была более 1,7 млрд рублей, сейчас же проект оценивается в 700 млн рублей – эта сумма сопоставима с заработком ледокола за 3-5 месяцев», – отметил Кашка.

ФГУП «Атомфлот» впервые в мире будет утилизировать атомный ледокол и пытается показать, что подобные работы не являются очень затратными по финансам и длительными по времени. А по словам главного инженера, опыт по утилизации, накопленный в Мурманской области, уникален: за последние полтора десятка лет потенциальные экологические риски для региона снижены в разы.

«Тем не менее, остается еще много вопросов. Во-первых, там две реакторные установки, а не одна. Во-вторых, реакторная установка включает в себя не только реактор, но и другое оборудование, поэтому возникает закономерный вопрос – будет ли это оборудование извлекаться отдельно? В-третьих, будет ли проводится общественное обсуждение проекта в закрытом городе Снежногорск? – Все-таки это первый такой проект, поэтому хотелось бы иметь информацию со всеми подробностями», – считает Андрей Золотков.

Вырученные за металл «Сибири» 100-150 млн рублей должны будут пойти на утилизацию следующего судна. Сейчас в холодном отстое находятся ледоколы «Арктика» и «Россия», но они будут утилизированы уже после 2020 года – в ФЦП ЯиРБ до 2020 года предусмотрено выделение финансовых средств на утилизацию только одного ледокола.

«Атомфлот» следит за строительством трех новых ледоколов, которые придут на место ожидающих утилизации и возьмут их имена. Головной ледокол «Арктика», а также ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже заложены и находятся на разных стадиях строительства.

Анна Киреева

anna@bellona.ru