News

Правозащитники всего мира требуют расследования убийства экоактивистки из Гондураса Берты Касерес

Опубликовано: 13/10/2016

Автор: Ксения Вахрушева

Берта Касерес – женщина-символ «зеленого» движения Гондураса и всей Латинской Америки, лауреат премии Голдмана, возглавляла протест против строительства гидроэлектростанции на реке Гуалкарке, важной для сельского хозяйства и обеспечения местного населения питьевой водой. Проект удалось приостановить, но слишком дорогой ценой: в марте этого года Берту расстреляли в собственном доме.

Статья подготовлена специально для 63 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

За права коренных народов

Берта родилась в 1970-х годах (по разным данным, в 1971, 1972 или 1973 году) в семье малочисленного коренного народа ленка в Гондурасе. Время в Латинской Америке тогда было непростое: череда военных переворотов, конфликты с соседями, кровавые расправы над оппозицией и общественными активистами. Несмотря на тяжелые времена, мать Берты прививала детям ценности гуманизма и своим примером показывала, что к людям надо относиться с состраданием и помогать им: семья принимала беженцев из соседнего Сальвадора.

Как рассказывала впоследствии сама Берта Касерес, за их домом около 10 лет велось наблюдение, а ее мать и брат однажды даже похищались солдатами правительственных войск.

В 1993 году, будучи студенткой, Берта Касерес вместе с единомышленниками основала общественную организацию Совет организаций коренных народов Гондураса (COPINH) для защиты прав коренных народов своей страны. Работы у организации было много: приходилось бороться с незаконными вырубками лесов, разрешать территориальные споры, разбираться со случаями нарушения прав аборигенов.

В 2006 году за помощью в COPINH обратились соплеменники Берты Касерес: на землях общины Рио Бланко народа ленка собрались строить что-то грандиозное. Неизвестные пригнали строительную технику, не предупредив местных жителей, не говоря уже о том, чтобы поинтересоваться их мнением.

Берта Касерес с коллегами быстро выяснили, что на реке Гуалкарке собрались возводить гидроэлектростанцию «Агуа-Зарка». Кредит на реализацию проекта пообещала выделить Международная финансовая корпорация (дочерняя структура Всемирного банка) в партнерстве с частными инвестиционными фондами, а сам проект продвигала гондурасская энергетическая компания DESA (Desarrollos Energeticos, SA) совместно с государственной китайской Sinohydro.

Проект преподносился чуть ли не как благодеяние для местного населения. Тот же Всемирный банк в 2014 году, например, рассказывал, что 63% населения Гондураса находится за чертой бедности, а в сельских районах каждые 6 из 10 семей живут в условиях чрезвычайной бедности – меньше, чем на $2,5 в день. При этом среди всех стран Латинской Америки в Гондурасе наблюдается самый большой разрыв между богатыми и бедными. Все эти доводы приводились и продолжают приводиться международными финансовыми институтами для оправдания выделения кредитов на проекты, подобные электростанции «Агуа-Зарка».

Впоследствии, уже после убийства Берты Касерес, журналисты издания The CounterPunch выяснили, что за компанией DESA стоит известная в Гондурасе семья Атала, которая поддержала военный переворот 2009 года, в результате чего был свергнут президент республики Мануэль Селайя. А один из членов семьи, Камило Атала, возглавляет самый крупный в стране банк Banco Ficohsa. Издание пришло к выводу, что Берта Касерес боролась не только против частной проблемы, но выступала против целого олигархического клана. Впрочем, сама Берта, разворачивая протестную кампанию, этого даже не подозревала…

Энергия священной воды

Гуалкарке – горная река, которая берет свое начало из геотермальных источников на северо-востоке Гондураса. У народа ленка река Гуалкарке считается священной. Правда, святость имеет вполне практический смысл: вода реки используется для орошения посевов и питья, в реке добывают рыбу – важный источник питания для местного населения. Строительство плотины на реке не только до неузнаваемости изменило бы естественный ландшафт, но и повлекло бы необратимую экологическую трансформацию самой реки, что сказалось бы на рыбных запасах.

Проект «Агуа-Зарка» представляет собой русловую гидроэлектростанцию без водохранилища с расчетной мощностью 21,3 МВт и ожидаемой выработкой электроэнергии 98,8 ГВт·ч в год. Нидерландский банк развития (FMO), один из сокредиторов проекта, заявлял, что ГЭС «Агуа-Зарка» не нанесет вреда окружающей среде, поскольку проект не предполагает затопление территорий, будет оборудован рыбопропуск и обеспечен свободный доступ местного населения к реке после завершения строительных работ.

Впрочем, местные активисты были другого мнения. Защитники реки резонно сочли, что, несмотря на то, что заявленная мощность ГЭС – небольшая (например, по российским стандартам такая ГЭС относится к малым и могла бы претендовать на статус генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии), она, тем не менее, может оказать крайне негативное воздействие на водоем, так как будет забирать в подводящий канал водяной турбины до 90% естественного потока. Особенно серьезные последствия, отмечают защитники реки, это может оказывать в периоды сухого сезона.

Пик протестной кампании, которую возглавила Берта Касерес, пришелся на 2011 год. До этого Берта успела подать многочисленные обращения в государственные органы, организовала собрание общин коренных народов, на котором их представители высказались против строительства, подала жалобу в Межамериканскую комиссию по правам человека, а также в саму Международную финансовую корпорацию.

Впрочем, несмотря на поднявшуюся шумиху и скандал, в 2011 году строительство ГЭС все-таки началось. DESA стала готовить территорию под застройку, уничтожая кукурузные и бобовые поля, посадки фруктовых деревьев. Тогда Берта вместе с местным населением организовала блокаду стройки, продержавшуюся 21 месяц. Протестующие использовали тщательно продуманную систему взаимного оповещения и вахтовой смены участников блокады.

DESA, однако, сдаваться не собиралась, и вместо того, чтобы попытаться найти общий язык с людьми, угрожала активистам, нанимала вооруженную охрану и даже привлекала правительственные войска.

В 2013 году случилась первая трагедия: во время акции протеста у полевой конторы строителей были застрелены лидер одной из общин Рио-Бланко и активист COPINH Томас Гарсия. После этого история противостояния народа ленка и компании DESA привлекла внимание журналистов и правозащитников всего мира, благодаря чему чаша весов склонилась в сторону защитников реки.

В 2014 году DESA была вынуждена скорректировать проект: плотину решили перенести выше по течению, подальше от населенного района. В том же году Берта Касерес получила мировое признание, попав в финал премии правозащитной организации Front Line Defenders, и затем в 2015 году, когда удостоилась награды Goldman Environmental Prize – ежегодной премии, присуждаемой экологическим активистам, которые работают в условиях серьезного риска.

Парад отказов

Реализация проекта «Агуа-Зарка» планировалась с участием нескольких иностранных кредиторов, но после серии убийств экологических активистов инвесторы стали покидать проект один за другим. В конце 2013 года, после убийства Томаса Гарсия, контракт с DESA разорвала китайская компания Sinohydro, следом Международная финансовая корпорация отозвала финансирование.

Наконец, весной этого года участие в проекте остановили Нидерландский банк развития и финская финансовая компания Finfund. После обращения международных правозащитных организаций заморозили финансирование проекта Центральноамериканский банк экономической интеграции (CABEI) и немецкая компания Voith-Hydro, аффилированная с Siemens.

Таким образом, на сегодняшний день все иностранные инвесторы либо ушли, либо заморозили свое участие в проекте на неопределенный срок: сам проект оказался вынужденно заморожен.

Убийство

Рано утром 3 марта 2016 года в дом Берты Касерес в городе Ла-Эсперанса на юго-западе Гондураса ворвались двое вооруженных людей (по другим данным, нападавших было больше).

«Все случилось очень быстро, за 30 секунд они одновременно убили ее и выстрелили в меня. Они явно следили за ней и рассчитывали, что она будет одна, поэтому, я думаю, их удивило присутствие еще одного человека, они не знали, что делать, так что просто выстрелили в меня и убежали», – описывает момент нападения Густаво Кастро, директор организации «Друзья Земли» в Мексике и друг Берты Касерес, единственный свидетель ее убийства, в интервью изданию The Intercept.

Месяцем позже гондурасская полиция объявит, что задержаны четверо подозреваемых в убийстве Касерес. Среди арестованных оказались действующий офицер республиканской армии и один из сотрудников проекта «Агуа-Зарка». Мировая общественность с нетерпением ждет результатов следствия и суда над нелюдями. Правда, самой Берте это уже никоим образом не поможет…