News

Все, что вы хотели знать об электромобилях в США, но боялись спросить

«Тесла Родстер», спортивный электромобиль, первая модель Tesla Motors.
«Тесла Родстер», спортивный электромобиль, первая модель Tesla Motors.
Paul Williams/ flickr.com

Опубликовано: 26/07/2016

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Юрий Морозенко

Компания Tesla возникла в США в 2003 году. Первый ее автомобиль – спортивная модель Roadster стала автомобильным аналогом haute couture, и в электрических родстерах щеголяли такие знаменитости, как, например, Леонардо Ди Каприо. Но из-за цены в $109 тыс. спорткар был не по карману американцам со средним доходом. Прошло всего несколько лет, и уже с 2013 года рынок США предлагает 11 доступных моделей автомобилей с полностью электрическим приводом.

Статья подготовлена специально для 62 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

 

Искра зажигания

«Звездный» эффект (среди других известных обладателей Tesla можно назвать Джорджа Клуни, Мэтта Деймона, а также кронпринца Норвегии Хокона) и невозможность заказать электромобиль Tesla иначе как по Интернету обеспечили крутой имидж электромобилей в США: это был выбор поколения айфонов. Правда, при цене в $109 тыс. Джонни и Пегги Сью из обычного американского пригорода вряд ли могли бы позволить себе разъезжать в Tesla Roadster.

Но уже с 2013 года рынок США предлагает 11 вполне доступных моделей автомобилей с полностью электрическим приводом, большинство которых поставляют традиционные автопроизводители: Mitsubishi, Smart, Ford, BMW, Chevolet, Volkswagen, Mercedes, Nissan, Fiat и Kia, а также семейный седан Tesla Model S.

Весной этот ряд пополнила новая сенсация от компании Tesla, пятиместная Tesla Model 3. Ее анонсирование вызвало такой энтузиазм, что накануне официальной презентации покупатели выстраивались в многосотенные очереди у автосалонов на оформление предварительных заказов – даже не видя самой машины.

Но даже недавний подъем на рынке электромобилей в США (в январе этого года, по данным сайта EVObsession.com, посвященного электромобильной тематике, продажи выросли на 15%) сложно назвать революцией – по крайней мере, пока. С 2008 года в США продано 410 тыс. электромобилей – больше, чем в любой другой стране мира. Но из всех новеньких машин, разъезжавших по американским хайвэям в 2014 году, электромобили составили лишь 0,75% – то есть менее одного электромобиля на 100 владельцев.

Обгоним и перегоним Америку

Настоящий бум новой технологии начался в Норвегии, которая переняла – и существенно улучшила – законодательство, принятое в США на федеральном уровне и уровне штатов для стимулирования спроса на электромобили. К маю 2014 года из всех новых машин, приобретенных в Норвегии, 10,9% были с электроприводом. К июлю 2015 года это число более чем удвоилось, достигнув 23% – в этом месяце почти каждый четвертый автомобиль, проданный в Норвегии, был электрическим.

Президент Bellona Фредерик Хауге – еще один знаменитый владелец электромобиля Tesla в Европе, помогавший в разработке норвежской рекламной кампании Tesla, – поделился своими взглядами на успех технологии в Осло.

«Рецепт таков: предоставьте владельцам правильные стимулы. Например, снизьте или отмените налоги на электромобили, и в то же время сохраняйте или поднимайте налоги на ископаемое топливо и сжигающие его автомобили,  – рассказывает Хауге. – Затем поддержите и профинансируйте [создание] инфраструктуры зарядных станций вдоль дорог, возле домов и рабочих мест. Людям нужна возможность пользоваться электромобилем без помех».

«Секретная формула» Хауге могла бы помочь добиться невероятных результатов в США. Если бы норвежский успех в продажах электромобилей был повторен в США в 2014-2015 годах, по американским дорогам уже ездили бы 1 943 177 новых электромобилей.

Обход препятствий

Но какими бы впечатляющими ни были объемы продаж в Норвегии, сегодня из 2,6 млн машин, петляющих по обрывистым дорогам Страны фьордов, электромобили составляют лишь 2,4%. Это немного сглаживает досаду от столь низкой доли электромобилей в США: если второй крупнейший в мире загрязнитель атмосферы отстает от маленькой прогрессивной Норвегии лишь в 3,2 раза, значит, дела все же идут не так уж плохо.

А в конце февраля неожиданным прорывом для электромобилей обернулся скандал с дизельными двигателями Volkswagen, ударивший по благим намерениям европейских и американских покупателей, подбиравших новую машину по принципу «больше миль, меньше выбросов».

Скандал был нешуточный. Как писало агентство «Рейтерс» в январе, Министерство юстиции США подало против Volkswagen иск на взыскание экологического штрафа в $48 млрд по обвинению в намеренной установке программных «отключающих устройств» в дизельных двигателях 11 млн автомобилей, 600 тыс. из которых были проданы в США. Эти «обходные устройства», обнаруженные также в некоторых дизельных моделях Audi, Porsche и Renault, снижали уровень выбросов автомобиля во время тестирования, в то время как при обычной эксплуатации двигатель выбрасывал в 40 раз больше вредных веществ, чем показывали тесты.

Компания призналась в жульничестве еще прошлой осенью и теперь старается вернуть доверие властей и покупателей. В частности, в феврале Volkswagen обсуждала с Агентством по охране окружающей среды США соглашение о приведении 600 тыс. машин, проданных в Америке, в соответствие с нормами по выхлопам. Но кроме того, по сведениям прессы, природоохранное агентство предложило компании искупить вину производством электромобилей в США и участием в строительстве сети зарядных станций.

На полном приводе

И США, и Норвегия двинулись в путь к сокращению автомобильных выбросов, поставив амбициозные и во многом схожие цели в области внедрения электромобилей. Обе страны сообщают, что от 27% до 29% производимых ими выбросов парниковых газов приходятся на автомобили, и обе страны намерены снижать эти выбросы, заменяя бензиновый транспорт электрическим. Власти норвежской столицы поставили задачу полностью избавить город от автомобильных выхлопов к 2035 году, используя только электромобили.

Президент США Барак Обама начал работу в этом направлении в 2009 году: внесенный им Закон «Об экономическом восстановлении и реинвестировании» (American Recovery and Reinvestment Act), среди прочего, предусматривает выделение $2,4 млрд на разработку электромобилей и аккумуляторов.

В своем Ежегодном послании Конгрессу в 2011 году Обама пообещал, что к 2015 году на американских дорогах будет один миллион электромобилей. Выполнить эту цель не удалось: в стране сейчас лишь 400 тыс. электромобилей. Однако, как заметил в нынешнем январе агентству «Рейтерс» министр энергетики США Эрнест Мониц, он настроен «оптимистично» – миллионная отметка может быть достигнута к 2020 году.

По словам Моница, на продажи влияет снижение цен на бензин. С августа 2008 года, когда Обама впервые озвучил «миллионную» цель, цена бензина упала с немногим менее $4 до, в среднем, $2 за галлон, пишет «Рейтерс», напоминая, что сейчас по американским дорогам разъезжают примерно 250 млн легковых и грузовых машин.

Восемь штатов уверенно полагают, что к 2025 году миллионная отметка будет превышена втрое, и уже выделили крупные средства на улучшение инфраструктуры для электромобилей – зарядные станции, подходящие для всех моделей, зарядные стойки возле рабочих мест, а также на меры по стимулированию перехода на электромобили для таксомоторных и арендных компаний.

Приоритет движения

Закон «Об экономическом восстановлении и реинвестировании» также предусматривает для владельцев электромобилей весьма ощутимую скидку в виде налоговых вычетов на сумму до $7500.

Возмещения, налоговые вычеты и другие бонусы, предоставляемые на федеральном уровне, могут «подсластить» покупку еще больше в зависимости от места проживания. Тридцать семь штатов предлагают владельцам электромобилей льготы, включающие движение по полосам, выделенным для машин с несколькими пассажирами (эта привилегия, предоставляемая тем, кто практикует совместное использование автомобиля, позволяет избегать пробок), финансовые стимулы, освобождение от техосмотра и проверок на уровень выхлопов, дешевую или бесплатную парковку, более низкие тарифы на электричество.

Но отдельные штаты предлагают также и дополнительные льготы, от своих собственных щедрот. Среди них лидирует Колорадо, где при покупке электромобиля владелец получает местный налоговый вычет в размере $6000. Похожие выплаты предусмотрены и в шести других штатах: $5000 в Джорджии и $3000 в Иллинойсе, Луизиане и Пенсильвании; в Калифорнии сумма составляет $2500, но удваивается в некоторых районах «Золотого штата».

Итак, федеральные и местные налоговые вычеты в этих штатах дадут вам экономию от $10 тыс. до $13,5 тыс. с суммы в $32 тыс. – средней цены любого из 11 электромобилей, которые уже сейчас доступны для приобретения в США (поступление новой модели Tesla ожидается в 2017 году). Средняя цена традиционного автомобиля в США в 2015 году составляла $33 560, что при наличии налоговых вычетов делает выгодной покупку практически любого электромобиля. Но даже и без них пять из этих одиннадцати электромобилей в США можно найти по цене ниже $30 тыс.

Не пустой выхлоп

Исследование, проведенное в 2013 году совместно американским Союзом потребителей и Союзом обеспокоенных ученых – одной из старейших и наиболее авторитетных некоммерческих организаций США, работающей над научно-техническими решениями экологических и климатических проблем, показало, что годовая стоимость зарядки электромобиля примерно на 70% ниже, чем стоимость топлива для обычного автомобиля. Nissan Leaf – вторая по популярности модель в США после Tesla Model S – потребляет электричество на $421 в год, а заправка обычного малолитражного автомобиля, такого как Nissan Sentra, обходится в $1500 в год.

Кроме того, годовая эксплуатация Nissan Leaf приводит всего лишь к 2,3 тонн атмосферных выбросов в пересчете на CO2 – эти выбросы производит электростанция, поставляющая электричество, которым заряжается автомобиль. По сравнению с этим Nissan Sentra выбрасывает в воздух вдвое больше – 4,7 метрических тонн в CO2-эквиваленте – прямо из своей выхлопной трубы. И это – дополнительный аргумент в пользу давно назревшей необходимости широкого внедрения технологии улавливания и хранения углерода, которая уже начинает активно развиваться в США.

Так почему же американские покупатели не штурмуют двери автосалонов, чтобы воспользоваться этими выгодами? Ведь даже недавний ажиотаж вокруг новой модели Tesla – скорее, исключение из правил, вызванное, среди прочих причин, особой маркетинговой политикой компании.

К сожалению, лишь 11 из 37 штатов включают в пакет льгот собственные налоговые вычеты. Остальные 26 штатов ограничиваются льготами при парковке, правом использования выделенных полос, бесплатным проездом по платным участкам дорог, скидками на зарядные устройства и домашний зарядный блок, освобождением от взимаемого при покупке налога с продаж, освобождением от акцизного сбора (который, как и в России, взимается в США при покупке автомобилей, бензина и дизельного топлива и т. д.), другими бонусами… – которые, несомненно, заслуживают одобрительного похлопывания по спине, но не делают электромобили доступными для любого желающего.

Финансовые стимулы как таковые, поясняет Теодора Серафимова, советник Европейского офиса Bellona по электромобилям, подходят не для всех автомобильных рынков.

Переключая передачи

«Выбор налоговых льгот во многом зависит от особенностей каждого штата: налоговой нагрузки, связанной с владением автомобилем, ставки НДС, цен на электроэнергию, цен на топливо и других параметров», – говорит Серафимова.

«Не существует универсального решения», – замечает она и добавляет, что успех Калифорнии, где живет около половины всех владельцев электромобилей в США, стал возможен благодаря сочетанию различных подходов, среди которых не все были финансовыми.

По мнению Серафимовой, «комплексная стратегия по внедрению электромобилей, включающая стандарты для автопроизводителей (нормы выбросов CO2, требования к электромобилям), вложения в инфраструктуру зарядных станций, инициативы поставщиков электроэнергии, кампании информирования потребителей и другие местные инициативы», дополняет или даже перевешивает принятые в том или ином штате налоговые льготы.

Кроме того, многие программы стимулирования спроса на электромобили на федеральном уровне и уровне штатов, в конце концов, закончатся. Федеральный налоговый вычет в $7500 будет, вероятно, доступен еще около трех лет, поскольку привязан к количеству проданных электромобилей, за которые покупатели могут получить вычет. А оно ограничено 200 тыс. электромобилей на каждого производителя. После того как этот уровень продаж будет достигнут, предоставляемый вычет будет постепенно в течение года уменьшаться – сначала вполовину, и затем еще раз вполовину, – а затем перестанет действовать вовсе.

Даем задний ход?

Норвегия, предлагающая, пожалуй, самые щедрые в мире льготы – такие, как проезд по полосам, зарезервированным для автобусов, или полное освобождение от налогов, практически удваивающих стоимость традиционной машины, – приложила много усилий, чтобы сделать покупку обычного автомобиля почти безумным поступком. Но популярность электромобилей в стране растет за счет государственной казны, и теперь норвежское правительство постепенно сворачивает льготы.

Агентство France Presse сообщает, что владельцы электромобилей с 2018 года начнут платить половину дорожного налога, от которого они сейчас освобождены, а с 2020 года будут платить этот налог в полном объеме. Освобождение от НДС также будет заменено субсидией, которая со временем тоже может быть отменена. А местные власти теперь вольны решать, предоставлять ли бесплатную парковку, освобождение от дорожных сборов и привилегию использования автобусных полос.

Последняя, кстати, сообщает France Presse, вызывает недовольство со стороны водителей автобусов, попадающих в пробки как раз там, где выделение специальной полосы должно было эту проблему решить. Высказывается и другая критика: норвежское исследование 2009 года уже на тот момент отметило, что владельцы электромобилей ходят пешком или пользуются велосипедом или общественным транспортом гораздо меньше, чем остальное население.

В США же еще одна причина, по которой продажи электромобилей не достигли пока размеров массовых набегов на автосалоны (опять же, шумная презентация новой Tesla – пока не показатель), – боязнь разрядки. Как и мобильному телефону – по крайней мере, еще несколько лет назад – электромобилю подойдет не любое зарядное устройство. То, что подойдет для Tesla, может не подойти для Nissan Leaf или Chevy Volt. А расстояние, которое можно преодолеть без подзарядки, зависит от емкости аккумулятора. Tesla Model S может проехать на одной зарядке 460 км, а колеса Nissan Leaf, Volkswagen e-Golf или Chevrolet Spark EV перестанут крутиться уже через 130-135 км.

Эта боязнь должна отчасти уменьшиться по мере того, как новые аккумуляторы будут становиться более емкими и дешевыми. По словам Серафимовой, к 2020 году ожидается удешевление аккумуляторов на 60%.

Сто метров до заправки

Впрочем, скромный по своим возможностям аккумулятор – еще не самая большая проблема. Поиск зарядной станции в США может превратиться в охоту за сокровищами. На интерактивной карте Министерства энергетики США показаны 30 852 общедоступных зарядных стенда на 12 290 зарядных станциях для электромобилей по всей стране. Но условия оплаты на разных станциях могут различаться.

На некоторых станциях действует почасовая оплата – в расчет принимается не количество потребленной энергии, а время зарядки. Другие станции взимают плату за киловатт-часы. На третьих станциях взимается просто фиксированная плата за подключение. Для четвертых нужно приобрести абонемент. При этом многие зарядные станции вовсе бесплатны. Добавьте к этому разнообразие зарядных устройств: возможно, к вашей модели электромобиля придется искать только то, которое гарантированно подойдет именно ей.

Комплексная инфраструктура зарядки электромобилей с универсальными розетками, по словам Серафимовой, является «глобальным условием» для массовой замены бензинового транспорта электрическим.

«Задача не только в том, чтобы установить достаточное количество зарядных станций, но и чтобы гарантировать водителям электромобилей, что они смогут добраться до ближайшей станции, и там для них будет совместимая розетка и вариант оплаты», – отмечает Серафимова.

Решение этой проблемы для опасающихся неожиданной разрядки потребителей – «ключевой шаг в преодолении имиджа электромобилей как транспорта только для крупных городов», заключает эксперт.

Но исследование Союза обеспокоенных ученых уже сейчас позволяет не слишком волноваться о риске застрять посреди дороги с разряженной батареей. Лишь 31% водителей в США, согласно исследованию 2013 года, в ходе которого были опрошены 1000 водителей, проезжают в будний день более 95 км, а это расстояние легко покрывает даже самая скромная модель электромобиля на американском рынке – Mitsubishi i-MiEV. Кроме того, даже и без серьезных улучшений инфраструктуры у многих американцев уже есть доступ к зарядке: 56% современных американских домов имеют розетку рядом с парковочным местом, а значит, и возможность заряжать электромобиль.

Главная дорога

Со все большим распространением электромобилей и развитием инфраструктуры время «подарков от государства» – беспрецедентных льгот в Норвегии, чуть менее щедрых в США – будет постепенно проходить, а сами льготы – становиться скромнее.

Какими бы дешевыми ни были сегодня электромобили в этих двух странах, они очевидно станут еще дешевле в ближайшие годы – и по этой причине распространятся намного шире. Сегодня электромобили составляют лишь десятую долю процента на мировом автомобильном рынке. Но к 2040 году, по прогнозу Bloomberg, они будут составлять 35% мирового автопарка. Более того, говорится в материале Bloomberg, электромобили с большим запасом хода – скажем, уровня Tesla Model S и выше – будут стоить менее $22 тыс. в современных ценах без каких-либо крупных субсидий.

Среди аналитиков по-прежнему нет согласия по прогнозам продаж электромобилей. Но методы прогнозирования выглядят знакомыми: в 2015 году продажи выросли на 60%, и именно такие темпы роста ожидает для себя Tesla вплоть до 2020 года. С такой же скоростью в 1910-х годах росли продажи Ford Model T, пришедшей на смену стременам и конным повозкам.

Если говорить о законодательстве, эксперт из Европейского офиса Bellona ожидает в перспективе такого же уровня налоговых поступлений от владельцев и производителей электромобилей в местные и федеральный, а в случае Норвегии – государственный бюджеты, какой имели в прошлом обычные автомобили.

Подстегнуть дальнейшее распространение электромобилей могут финансовые соображения и из других областей. Как подсчитал в 2013 году все тот же Союз обеспокоенных ученых, если бы электромобилями пользовались всего лишь 42% домохозяйств – а именно столько могли бы без проблем с подзарядкой пользоваться электромобилем уже сегодня, – это сократило бы потребление нефти на 350 млн баррелей в год. А это, в свою очередь, может мотивировать правительство США или Норвегии пересмотреть нынешнюю готовность субсидировать нефтяную отрасль на миллиарды долларов ежегодно.

Хотя бы частичное избавление от нефтяной зависимости – неизбывной темы дебатов в американской политике – внушительный аргумент.

И столь же весомый – чистый воздух. В конце концов, большое американское путешествие Керуака – это не кадры из «Безумного Макса», и ни один американский подросток не представит себе первое свидание под серым загазованным небом, плотно затянутым автомобильными выхлопами… Перед Америкой открываются долгие мили в доступных, вместительных электромобилях, и именно с ними начинается новая глава вечного американского романа.