Промзагрязнения: мировая война. Как разные страны борются с загрязнением

Daily Life, 1st prize singles (Kevin Frayer - China's Coal Addiction) Daily Life, 1st prize singles, World Press Photo Awards (Kevin Frayer - China's Coal Addiction)Chinese men pull a tricycle in a neighborhood next to a coal-fired power plant in Shanxi, China, November 26, 2015. A history of heavy dependence on burning coal for energy has made China the source of nearly a third of the world's total carbon dioxide (CO2) emissions, the toxic pollutants widely cited by scientists and environmentalists as the primary cause of global warming. REUTERS/Kevin Frayer via WPP EDITORIAL USE ONLY. NO RESALES. NO ARCHIVE Credit: Kеvin Frayеr / Gеtty Imagеs

Статья подготовлена специально для 61 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

 

Характер загрязнения зависит от вида промышленности, а методы борьбы с загрязнениями – от правительств, понимания обществом экологических проблем и готовности бизнеса вносить свой вклад в защиту окружающей среды. Но с середины XX века наметилась и положительная тенденция – с ростом промышленного производства и благосостояния страны большее количество людей начинают понимать важность защиты окружающей среды для здоровья нынешнего и будущих поколений, что приводит к введению экологических стандартов и принятию различных программ по борьбе с загрязнениями.

Промышленная революция XVIII-XIX веков вместе с ростом благосостояния и уровнем жизни населения повлекла за собой и рост загрязнения окружающей среды. К середине XX века качество воды и воздуха в экономически развитых регионах мира (Европа, Северная Америка, Япония) стало опасным для здоровья людей.

В реку Рейн, одну из крупнейших в Европе, стекали отходы предприятий угольной, сталелитейной, химической, автомобильной промышленности, расположенных на берегах на всем протяжении, а также канализационные стоки прилегающих городов. К концу 60-х годов XX века загрязнение воды достигло таких масштабов, что гибли рыба и другие живые организмы, а пробы воды показывали, что на отрезке протяженностью 62 мили не содержалось кислорода.

Но серьезные подвижки в законодательстве, ограничивающем промышленные сбросы, начались только после катастрофы 1986 года. Тогда после аварии на химическом предприятии в Базеле в Швейцарии в реку попало столько химикатов, что людям, живущим рядом, рекомендовали несколько дней не выходить из дома. Зато меньше чем через год, в 1987 году, был принят план по спасению Рейна (Rhinе Action Plan), согласно которому общими усилиями стран, через которые он протекает, к 2000 году вода в реке должна была очиститься настолько, чтобы туда вернулся лосось – рыба, очень чувствительная к загрязнению. Благодаря реализации этого плана и национальным законам по ограничению выбросов и требованиям по их очистке, лосось вернулся на пару лет раньше срока.

Похожая ситуация произошла в Великобритании в 1952 году, когда из-за повсеместного использования угля и дизельного транспорта в сочетании с аномальными холодами над Лондоном в течение пяти дней стоял густой смог. От удушья и обострения респираторных заболеваний тогда умерло около 12 000 человек. После такой катастрофы власти всерьез озаботились принятием экологического законодательства. В 1954 году был принят закон Лондона о чистом воздухе, а в 1956 – аналогичный закон во всей Великобритании, согласно которому электростанции должны быть перенесены за пределы городов, топливо для печного отопления должно быть заменено на более чистые уголь, газ и электричество, а в городах установлены зоны, где запрещено сжигание любого сажесодержащего топлива.

После нескольких серьезных экологических инцидентов и одновременно с ростом благосостояния населения в развитых странах пришло осознание необходимости защиты окружающей среды и регулирования вредных выбросов, поэтому начали активно приниматься законы о мониторинге, контроле и ограничении выбросов.

В 1948 году в США была принята первая редакция закона о контроле загрязнения водных ресурсов (Fеdеral Watеr Pollution Control Act), а в 1955 году – первый закон о контроле загрязнения воздуха (Air Pollution Control Act). В Германии процесс создания экологического законодательства начался чуть позднее под нажимом общественности. В 1972 году в ФРГ был принят закон об удалении отходов, а в 1974 – закон об охране окружающей среды от экологически вредных выбросов. В Нидерландах впервые начали контролировать выбросы предприятий еще в конце XIX века (Закон о фабриках 1875 года, Закон о зловредности 1896 года). Япония приняла комплексный закон о контроле загрязнения окружающей среды в 1967 году. Аналогичные процессы происходили и в других промышленно развитых странах.

Новая политика привела к желаемому результату. Согласно исследованию ОЭСР доля вредных производств (производство железа, стали и других металлов, химическое производство, нефтепереработка, добыча неметаллических полезных ископаемых, целлюлозно-бумажная, резиновая, кожевенная промышленность и производство изделий из металла) в общем объеме промышленности в Европе, США и Японии значительно снизилась с 1960 по 1993 год.

В те же годы объемы вредных производств в развивающихся странах (Латинская Америка, Китай, Индия и другие государства Азиатского региона) заметно росли. Многие предприятия переносили свои производства из развитых стран в страны с менее жестким экологическим законодательством. В начале XXI века эта тенденция продолжилась. Пока Европа, США и Япония работали над ликвидацией последствий промышленного бума на своих территориях, развивающиеся страны наращивали производство и накапливали загрязнение опережающими темпами.

Но уже в первой декаде нового века стало очевидно, что загрязнение окружающей среды в промышленных гигантах оказывает влияние на весь мир, а локальные загрязнения воды, почвы и воздуха в них ежегодно уносят тысячи жизней. Вопрос о необходимости нового экологического регулирования стал актуальным и в этих странах.

Китай объявил войну выбросам

В гонке за экономическим ростом начала 2000-х годов правительство Китая совершенно не заботилось о воздействии многочисленных новых производств на окружающую среду. Должного мониторинга не проводилось, а те данные, которые имелись, составляли государственную тайну. В результате загрязнение воздуха, воды и почв достигло рекордных значений и стало реальной угрозой для жизни китайцев. С 2007 года Китай обошел США по объему выбросов парниковых газов, в 2014 году на долю Китая приходилось 27% мировых выбросов. По разным оценкам, ежегодно около 1,2 млн ранних смертей в Китае вызваны плохим качеством воздуха.

По данным официального доклада китайских властей, 60% грунтовых вод и 16% почв Китая сильно загрязнены (20% сельскохозяйственных земель). Еще хуже дело обстоит с качеством воздуха. Масштабная угольная промышленность и сильное скопление автомобилей в городах привели к тому, что средняя концентрация твердых частиц в воздухе Китая в 5 раз превышает рекомендованный ВОЗ уровень, а в январе 2013 года концентрация твердых частиц в Пекине превысила рекомендованный ВОЗ уровень в 35 раз.

После многочисленных требований экологов и двухгодичного обсуждения внутри правительства Китая в 2014 году была принята новая редакция закона об окружающей среде, а премьер-министр Ли Кэцян объявил войну выбросам. Главное достижение нового закона – это изменение подхода. Если раньше успешность регионов мерилась только финансовыми показателями и уровнем бедности, то теперь наряду со стимулированием экономического развития местные власти должны пристально следить за экологическими показателями и улучшать их.

Изменился и подход к обращению с информацией о выбросах. С 2014 года правительство Китая обязало около 15 000 предприятий, включая государственные, регулярно публиковать в открытом доступе данные о своем воздействии на окружающую среду. Местные чиновники обязаны следить за показателями качества окружающей среды и публиковать эту информацию в открытом доступе.

Увеличилась ответственность за нарушение экологического законодательства. В частности, был отменен установленный предыдущим законом максимум штрафа, а также введена уголовная ответственность чиновников за сокрытие нарушений. Раньше в некоторых случаях предприятиям было выгоднее заплатить штраф за превышение нормы выбросов, нежели устанавливать дополнительное оборудование для очистки.

Закон также открывает возможности для НКО выступать в судах в защиту общественных интересов. Около 300 организаций в Китае получили такое право. Предоставляются гарантии анонимности для информаторов с предприятий.

Кроме того, в конце 2015 года правительство ввело трехлетний мораторий на разработку новых угольных месторождений и обещало закрыть тысячи месторождений небольшого объема, что позволит сократить выработку угля на 1 млрд тонн в год. Потребности в электричестве планируется покрывать только за счет возобновляемой энергетики, в первую очередь – солнечной. Также с марта 2015 года приостановлено строительство новых нефтеперерабатывающих, сталелитейных, цементных заводов и тепловых электростанций. Планируется закрыть небольшие, но сильно загрязняющие водные ресурсы заводы по окрашиванию различных материалов, а также производства пестицидов и другие вредящие окружающей среде предприятия.

Для оперативной реакции на изменения качества воздуха в Пекине и других крупных городах была введена система градации степени загрязненности воздуха. При высокой степени загрязненности (оранжевый сигнал) все производства в городе и вокруг должны временно прекратить свою работу. При наивысшей степени (красный сигнал) вводятся ограничения на перемещение транспортных средств – в разные дни разрешено передвигаться машинам в зависимости от того, четные или нечетные у них номера.

Об эффективности новой политики по оздоровлению окружающей среды Китая судить еще рано, но первые результаты борьбы за качество воздуха уже анонсируются. Средняя по Китаю концентрация твердых частиц в атмосфере в 2015 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 10%. При этом, по данным Гринпис, 80% городов Китая так и не смогли достичь установленных национальных стандартов.

США: контроль и высокие штрафы

По сравнению со степенью загрязнения атмосферного воздуха в городах Китая, Индии, Пакистана и Ирана (именно в этих странах находятся 10 городов с самым высоким содержанием твердых частиц в воздухе, по данным ВОЗ в 2015 году), в США можно дышать свободно. Хотя и здесь в больших городах – в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и вокруг них – существует проблема смога, а показатели по загрязнению воздуха иногда превышают установленные стандарты. Виноваты в образовании смога в основном выбросы от транспорта, теплоэлектростанции, работающие на ископаемом топливе, и промышленность, в особенности нефтепереработка.

Если концентрация вредных веществ в атмосфере не является критической для здоровья населения и намного ниже, чем во многих странах мира, то по суммарным объемам выбросов парниковых газов в атмосферу, по данным Института мировых ресурсов (WRI), США занимают второе место после Китая. На их долю в 2012 году приходилось 14,4% выбросов (6,2 млн тонн эквивалента СО2). Большая часть из них (32%) приходится на электростанции, 27% – на транспорт, 21% – на промышленность. При этом за счет лесов компенсируется только около 13% выбросов.

Значительно и загрязнение рек, в которые до сих пор сливаются промышленные стоки. Главная река крупнейшей речной системы в Северной Америке – Миссисипи – до сих пор является и одной из самых загрязненных в мире. Не менее загрязнена и другая крупная река – Огайо. Если в загрязнении Миссисипи виновато в основном сельское хозяйство (остатки азотных и фосфорных удобрений, попадающие в реку через почву, на 60% ответственны за деградацию реки), то загрязнение Огайо вызвано промышленными стоками. Основные загрязнители в реке Огайо – нитраты и ртуть от сталелитейного производства компании AK Stееl. Несмотря на большие объемы вредных веществ, сбрасываемых в реку предприятиями, формального превышения норм не фиксируется. По мнению директора отделения экологической организации Siеrra Club в Огайо Мэтта Трокана, такое возможно из-за того, что предприятия сначала смешивают выбросы с водой в бассейнах при производствах для разбавления концентрации вредных веществ, а потом постепенно эту смесь сливают в реку. Таким образом, нормы не нарушаются, но река остается сильно загрязненной.

Тем не менее, благодаря законодательным усилиям государства, сотрудничеству бизнеса и требованиям общественности, степень загрязнения окружающей среды в США постепенно снижается.

Экологическое регулирование включает в себя ограничения по каждому из вредных элементов, которые различные производства могут выбрасывать в окружающую среду, и обязательство использовать наилучшую доступную технологию для снижения выбросов.

Жидкие выбросы регулируются законом о чистой воде (Clеan Watеr Act), согласно которому каждое предприятие должно приобрести разрешение на сбросы определенного количества и определенного состава жидких отходов. Разрешения выдаются экологическими органами штатов на основе федеральных нормативов, рассчитывающихся по каждому виду производства на базе лучшей доступной технологии. Норматив является ориентиром для выдачи разрешений. При этом, если на водном объекте, в который планируется сброс отходов, наблюдается повышенная чувствительность к загрязнению, то объемы и концентрации загрязняющих веществ в отходах в разрешении могут быть уменьшены. Похожая схема существует и для регулирования выбросов в атмосферу согласно закону о чистом воздухе (Clеan Air Act). Специфические виды загрязнений регулируются отдельными законами, например, законом о нефтяных загрязнениях, о контроле использования токсичных веществ, о контроле уровня шума, о ядерных отходах.

Экологическое законодательство ежегодно дополняется новым регулированием. Например, сейчас Агентство по окружающей среде США готовит предложения по предотвращению аварий на предприятиях химической промышленности и лучшей к ним подготовке для оперативной локализации и борьбы с последствиями. В сообщении агентства говорится, что за последние 10 лет произошло более 1500 аварий на химических производствах, в результате которых погибло 60 человек, пострадало 17 000, а еще 500 000 было эвакуировано. Среди предлагаемых мер: обязательное сравнение наиболее безопасных технологий при осуществлении оценки возможных аварий, независимый аудит для выявления необходимых изменений в технологических и бизнес-процессах для лучшего предотвращения аварий, ужесточение обязательств по планированию действий в случае аварии и координации их с местной властью и жителями, улучшение доступа общественности к информации о возможных рисках производства. Проект находится в стадии рассмотрения.

Ужесточение экологического регулирования всегда встречается с трудностями. Так, осуществление представленного в 2013 году правительством США плана «Чистая энергия», согласно которому к 2030 году США должны снизить объемы выбросов парниковых газов на 32% к уровню 2005 года, пока приостановлено Верховным судом США. План впервые должен установить ограничения по объему выбросов парниковых газов в атмосферу для электростанций, работающих на угле (1305 фунтов/МВт) и природном газе (771 фунт/МВт), а также другие меры по снижению загрязняющих выбросов в атмосферу, что должно привести к улучшению качества воздуха в городах и снижению количества смертей и респираторных заболеваний. Против принятия плана активно выступают представители компаний угольной промышленности и штатов, в которых угольная отрасль наиболее развита.

Для целей мониторинга Агентство по окружающей среде США разделяет обращение с отходами на пять категорий, выстроенных сверху вниз по предпочтительности, и ежегодно собирает информацию о количестве отходов и способе обращения с ними на предприятиях. В 2014 году данные об отходах представили 21 768 предприятий. Больше трети всех отходов американских предприятий подвергаются вторичному использованию (38,4%), еще почти треть подвергается очистке и после этого выбрасывается в окружающую среду (31,7%), 16,3% отходов захоранивается, а оставшиеся 13,5% используются в качестве энергетических ресурсов.

Но и в Америке случаются злоупотребления и попытки нарушить экологическое законодательство. Согласно отчету федерации общественных групп по адвокации защиты окружающей среды Еnvironmеnt Amеrica c 2001 года крупнейшая компания по производству мяса и мясной продукции Tyson превышает допустимые объемы вредных выбросов в водные артерии. Выбросы компании насыщены нитратами, которые вызывают бурный рост микроводорослей, что ведет в итоге к гибели рыбы и других организмов. Только в 2014 году компания сбросила 20 млн фунтов загрязненных жидких отходов. После многочисленных судебных процедур Tyson договорилась со штатом Миссури о выплате штрафа в размере 25 млн долларов.

Другой схожий случай произошел с предприятием по производству чугуна в Дирборне. Предприятие, принадлежавшее российской Северстали, занижало объемы выбросов в атмосферу. Департамент качества окружающей среды задокументировал 42 случая нарушения стандартов по выбросам. После покупки предприятия американской компанией AK Stееl последняя полностью взяла на себя обязательства по выплате штрафа за прошлые нарушения в размере 1,35 млн долларов.

Индия вводит систему нулевых жидких стоков

Если для Китая самой серьезной экологической проблемой в последние годы стало загрязнение воздуха, то для Индии, наряду с плохим качеством воздуха, остро стоит проблема загрязнения водных ресурсов. По данным организации WatеrAid, 80% водных поверхностей в Индии загрязнены. За последние пять лет количество рек, признанных загрязненными, увеличилось больше чем в 2 раза – со 121 до 275. Главными причинами этого являются неочищенные канализационные стоки и стоки от кожевенных и текстильных производств. На одной только реке Ганг находятся 764 предприятия, которые сбрасывают 501 млн литров отходов в день в реку и ее притоки.

Правительство Индии долгое время пытается разработать и принять эффективные меры для снижения уровня загрязненности. На сегодняшний день все предприятия обязаны установить автоматизированную систему учета выбросов. Из 764 предприятий в бассейне Ганга на конец января 2016 года это сделали только 514. Министерство окружающей среды Индии требует приостановить деятельность тех предприятий, которые даже не начали процесс установки системы.

На протяжении нескольких лет идет разработка масштабного проекта по внедрению системы нулевых жидких стоков (Zеro Liquid Dischargе). Эта система предполагает полный цикл их очистки, в результате которого из загрязненной воды максимально извлекаются все компоненты, которые можно снова использовать в производстве, а вода очищается до состояния, не опасного для окружающей среды. При этом отходы минимизируются и приводятся в твердое состояние, что позволяет многократно уменьшить объем выбросов и до нуля снизить количество жидких отходов. На сегодняшний день правительство Индии планирует осуществить несколько пилотных проектов на предприятиях, расположенных в бассейне реки Ганг. Предполагается, что проекты затронут текстильные, кожевенные, фармацевтические и химические производства.

Кроме того, правительство Индии совместно с Массачусетским технологическим институтом (США) разрабатывает схему торговли промышленными стоками. Пилотный проект планируется запустить в штате Гуджарат, одном из самых промышленно-развитых индийских штатов. По результатам наблюдений на 110 производствах, использующих одно общее очистное сооружение, каждому предприятию будет выдано разрешение на выброс определенного количества стоков. Предприятия смогут торговать разрешениями между собой. Главная задача в данном случае – уменьшить общий сброс сточных вод, а не устанавливать одинаковые лимиты для всех. Предполагается, что такой рыночный механизм позволит предприятиям самостоятельно выбрать наиболее дешевые и эффективные способы снижения выбросов.

Для уменьшения выбросов парниковых газов от сжигания угля, доля которого в энергобалансе Индии составляет около 70%, в 2015 году был удвоен специальный налог на использование угля (со 100 рупи (1,6 долл. США) до 200 рупи (3,2 долл. США) на 1 куб. м угля). Эти налоги аккумулируются в специальном государственном фонде и должны быть использованы для прямых инвестиций в возобновляемую энергетику, в первую очередь – солнечную.

Объединение усилий

Глобализация, рост населения и рост потребностей человека за последние полвека привели к тому, что загрязнение окружающей среды стало глобальной и реальной проблемой. Для успешного решения этой проблемы работать над ее устранением необходимо всем странам координированными усилиями, несмотря на то, что локальные проблемы могут требовать индивидуального подхода. Однако существующий опыт защиты окружающей среды в разных странах показывает, что эффективнее экологические проблемы решаются там, где общество, бизнес и власть осознают их и сотрудничают друг с другом. Поэтому, как сказал известный актер и посланник мира по окружающей среде Леонардо Ди Каприо в одной из своих речей, мы должны работать вместе над этой проблемой и не принимать планету как должное.

Ксения Вахрушева