News

РЕПОРТАЖ: Полиция защищает от протестующих росатомовскую стройку в Финляндии

Дорога, ведущая к месту строительства АЭС «Ханхикиви» заблокирована.
Дорога, ведущая к месту строительства АЭС «Ханхикиви» заблокирована.
fennovoima.no.com

Опубликовано: 01/05/2016

Автор: Андрей Ожаровский

Ханхикиви, Финляндия–Резиновые пули, слезоточивый газ, электрошокеры и собак применяет полиция, чтобы защитить сооружаемую «Росатомом» АЭС «Ханхикиви» на севере Финляндии. В ходе «недели действий» протестующим несколько раз удавалось остановить работы на стройплощадке и заблокировать единственную дорогу к АЭС, но сейчас их лагерь разгромлен.

В четверг, 28 апреля на севере Финляндии полиция с использованием резиновых пуль, перечного газа и служебных собак разгромила палаточный лагерь протеста близ стройплощадки АЭС «Ханхикиви», которую сооружает «Росатом» по заказу компании Фенновойма. На следующий день пришло сообщение, что и резервный лагерь, расположенный в двух километрах от стройки близ городка Пюхайоки, тоже был разорён. Активисты были готовы к полицейскому насилию и заявляют, что протесты будут продолжаться.

Финны против «Росатома»

Причин протестов несколько. Во-первых, сомнительна сама идея строить новый реактор, в то время как после трагедий на «Фукусиме» и в Чернобыле необходимость отказа от атомной энергетики стала очевидной. Во-вторых, есть определённая озабоченность вмешательством российской государственной корпорации «Росатом» в энергетическую политику Финляндии. Финская компания Фенновойма (Fennovoima) была на грани банкротства, когда после 2011 года от неё побежали инвесторы, и финский атомный проект мог умереть естественной смертью по чисто экономическим причинам. Но тут 34% Фенновоймы покупает «Росатом», с условием, что и реактор, и ядерное топливо будет поставлять именно российская госкорпорация.

ei4 «Наш дом не место для АЭС!» – плакат близ места строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: Андрей Ожаровский

«Если бы не вмешательство Росатома, не было бы повода для протестов», – говорят участники акций. И, конечно, безопасность предложенного к сооружению в Финляндии, но нигде пока на практике не опробованного, фактически экспериментального, реактора ВВЭР-1200 тоже находится под вопросом. Скандалы и задержки при сооружении первого реактора такого типа на второй Ленинградской АЭС также не способствуют доверию к проекту Фенновоймы-«Росатома».

Лицензии нет, но стройка АЭС начата

Корреспондент «Беллоны» побывал на месте событий незадолго перед разгромом лагеря. В этот раз активисты решили провести «неделю действий» против опасного проекта весной, между годовщиной «Чернобыля» и первомаем.

ei1 «Атомная энергетика? Спасибо, нет!» – плакат близ места строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: Андрей Ожаровский

Я был в этих местах год назад. Кое-что не изменилось: всё так же местные жители расставляют вдоль дорог плакаты «Атомная энергетика? Спасибо, нет!», «Наш дом не место для АЭС!» и т. п. Но есть и изменения – построена «энергетическая башня» – трёхэтажное здание, в котором, говорят, будет размещён полевой офис «Росатома». Здание недавно кто-то забросал красной краской, видимо, тоже в знак протеста. Хотя лицензия на строительство АЭС ещё не получена, площадка на мысе Ханхикиви уже отдана Фенновойме-«Росатому». Там вырублены деревья, снесены многочисленные летние домики, построены дорога и городок строителей. Всё это окружает двойной забор внешний, на вид слабый, но в десятке метров от него возведено серьёзное ограждение с колючей проволокой.

fence1 Забор вокруг стройплощадки АЭС «Ханхикиви» уходит в море. Credit: Андрей Ожаровский

Забор уходит в море, доступ к памятнику истории, «гусиному камню» Ханхикиви невозможен. Как мне объяснили на КПП вежливые и хорошо говорящие по-английски сотрудники частного охранного предприятия, ограничение на посещение памятника временное, но как долго оно продлится, сказать не смогли. Ранее Фенновойма обещала, что доступ к памятнику будет обеспечен.

По всей территории расставлены жёлтые таблички с предупреждением от имени министерства внутренних дел о запрете передвижения и нахождения, однако, когда я гулял вдоль внешнего забора и по единственной нормальной дороге, никто меня не остановил. Вдоль единственной асфальтированной дороги, ведущей от шоссе к строительной площадке, уже расставлены автобусные остановки, указатели пешеходных переходов, кое-где даже проложена велодорожка. По дороге каждые 15 минут курсирует автомашина ЧОП, раз в час проезжают полицейские.

Лагерь в финском лесу

Противники атомной стройки расположились лагерем на полуострове Ханхикиви примерно в километре от ограждения и от асфальтовой дороги. Они сразу же заблокировали запасную, грунтовую дорогу, соорудив сначала небольшую баррикаду, потом ещё одну, потом сделав из стволов деревьев огромную треногу. Я видел, как несколько раз полицейские машины подъезжали к баррикаде, но активных действий полиция тогда не предпринимала.

camp Кухня и вахта в лагере протеста близ места строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: Андрей Ожаровский

В это время на севере Финляндии по ночам температура опускалась ниже нуля, кое-где в лесу, в ложбинах ещё лежал снег. Но и в этих условиях жить в палаточном лагере вполне возможно. Приготовлением веганской пищи занималась специальная кухонная команда, солнечная батарея давала возможность зарядки компьютеров и мобильных телефонов, в остальном лагерь был похож на любой другой. Участники разбились на небольшие группы, каждая из которых решала свою задачу доставка воды и дров, охрана лагеря, разведка и подготовка к акциям. Программа «недели действий» также включала лекции и дискуссии по проблемам ядерной энергетики, встречи с экспертами и лидерами экологического движения.

В нескольких километрах от основного лагеря была подготовлена резервная площадка, сочувствующие местные жители предоставили возможность пользоваться их домами в соседнем посёлке Пюхайоки, там разместилась пресс-служба лагеря.

Хроника протеста

Акции начались задолго до официального начала «недели действий». Протестующие выбрали тактику ненасильственного гражданского неповиновения. Основная цель препятствовать работам на стройплощадке, блокировать работу техники, блокировать дороги.

tripod2 Баррикада на дороге, ведущей к месту строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: Андрей Ожаровский

14 апреля трое активистов примерно на три часа заблокировали два экскаватора в самом центре строительной площадки АЭС. Они просто проползли через запретную зону, пока бравые охранники игрались со своими смартфонами, мало обращая внимание на происходящее вокруг, сообщила пресс-служба лагеря. Двое активистов приковали себя к экскаватору, сковав руки цепью внутри тяжёлой железной трубы, третий приковался к другой машине велосипедным замком за шею. «Когда протестующие против строительства опасной АЭС отказались снять замки. Приковывающие их к гидравлическим шлангам экскаваторов, полицейские трижды применили электрошокер. Три раза подряд», сообщает шокирующие подробности пресс-служба лагеря. Этой акцией был сорван планировавшийся в этот день пресс-тур на стройплощадку, организованный Фенновоймой.

После начала акций полиция заявляла, что готова начать диалог с протестующими, активисты отвечали, что вопросов к полиции у них нет. Атомщики попыток вступить в диалог не предпринимали.

В день официального начала «недели действий», 22 апреля случился первый серьёзный конфликт с полицией. Вот как это описывает пресс-служба лагеря:

«Утром 22 апреля примерно десять человек начали готовить что-то типа церемонии открытия «недели действий». Они выбрали классический метод гражданского неповиновения. Что именно хотела использовать эта группа треноги, цепи, или суперклей мы так и не узнаем, поскольку церемония так и не началась. Одно из наиболее слабых мест Фенновоймы-«Росатома» это дорога. Есть лишь одна дорога с достаточно хорошим покрытием, по которой может двигаться тяжёлая техника. Именно по этой причине группа протестующих нацелилась на то, чтобы заблокировать эту дорогу.

pepper-22.4.2016 Полицейский распыляет перечный газ на протестующих. Credit: fennovoima.no.com

Когда они оказались на дороге, их встретит полицейский патруль, по-видимому, не знакомый с принципами обращения с мирно протестующими гражданами. «Двое или трое полицейских опустошили баллоны перечного газа со скоростью света, в то время как ещё один представитель власти бегал вокруг, сжимая рукоятку своего пистолета. Полностью головы потеряли! Если это нормальная реакция на группу хиппи, то что же они будут делать, когда встретят настоящих преступников?, задал риторический вопрос один из участников действия. Пока полицейские искали свои головы, они умудрились распылить перечный газ на маму одной из активисток и задержать их обеих».

Я смог поговорить с активистами, в лицо которых с близкого расстояния полицейские распылили газ. Они были весьма удивлены тем, что полиция применила спецсредства до того, как протестующие смогли что-то совершить и что-либо нарушить, фактически, они пострадали не за действия, а за намерения. Даже на следующий день им было больно открывать глаза, попытки смыть с лица остатки газа тоже причиняли страдания, но они были готовы продолжать борьбу.

Кульминацией акций стал день 26 апреля, тридцатилетие Чернобыльской катастрофы. В этот день более ста человек участвовали в ненасильственной акции гражданского неповиновения, все работы на стройке АЭС Фенновоймы-«Росатома» на несколько часов были остановлены.

Clouns2 «Армия клоунов» блокирует дорогу к месту строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: fennovoima.no.com

Примерно полсотни активистов промаршировали по направлению к воротам стройплощадки АЭС. Часть из них представляла «армию клоунов», традиционный абсурдистский стиль, который часто используют европейские антиядерщики. Это шествие вскоре было встречено спецподразделениями полиции. Демонстрация в конце концов была остановлена на мосту непосредственно перед воротами КПП. Один из протестующих смог преодолеть полицейский кордон, остальные заблокировали дорогу через мост и отказались уходить. Полиция всё ещё была спокойна и пыталась словами убедить протестующих удалиться. Между тем, разные группы тем или иным способом проникали на стройплощадку, минуя ограждение. Люди забрались по крайней мере на две тяжёлые машины, остановив их работу. Некоторые активисты влезли на крыши строительных бараков. Около десяти человек было задержано полицией внутри ограждений в зоне атомной стройки. По крайней мере на одного из задержанных, когда он находился уже в полицейском автобусе, полиция распылила слезоточивый газ. Полиция также устроила газовую атаку на репортёра агентства ЮЛЕ (YLE) Хану Хантулу (Hanna Hantula), которая находилась при исполнении журналистских обязанностей. 

«Финны, в общем, немного стесняются на практике выражать даже свои твёрдые убеждения. Очевидно, что проект сооружения атомной станции Фенневоймой и «Росатомом» превзошёл все пределы терпения для очень многих людей и привёл к такому сильному разочарованию, что это просто подняло их с диванов», считает Венла Симонен (Venla Simonen) из пресс-службы «недели действий».

28 апреля участники «недели действий» снова смогли заблокировать дорогу к стройплощадке АЭС. Некоторые активисты приковали себя к тяжёлым бочкам, залитым бетоном, другие легли на дорогу и сковали руки внутри железных труб, чтобы затруднить расчистку дороги.

«Мы все были шокированы тем, что вчера произошло [полицейским насилием в ходе акций в День «Чернобыля»]. Мы обдумывали это и обсуждали. Все мы решили продолжить участвовать в ненасильственных акциях гражданского неповиновения, чтобы показать, что ни злобные комментарии, ни печальные события не заставят нас прекратить совместные действия, говорит участница акции Лотта Кангас (Lotta Kangas). Та жёсткость, с которой я тут столкнулась, лишь укрепила меня в необходимости продолжать мои действия». В этот раз полиции потребовалось почти три часа, чтобы приехать к месту блокады. Но их приехало очень много: от 7 до 12 машин, полицейские в тяжёлом снаряжении и с собаками. Над районом также летал полицейский вертолёт. Конечно, полиция разгромила блокирующих. По крайней мере один человек попал в больницу, ещё несколько получили лёгкие ранения. Около сорока протестующих было задержано.

Смелые, хотя и ненасильственные действия протестующих, вызвали активные действия полиции не только на дороге к атомной стройке.

28 апреля около трёх часов дня спецподразделения полиции с собаками вторглись на территорию лагеря. Активисты в мегафон сообщали, что не желают присутствия полиции и не хотят конфликтов. Но полиция никак не отвечала, в диалог не вступала. Охранники правопорядка применили резиновые пули для разгона активистов. По сообщениям с места событий, несколько человек были ранены. В ответ некоторые из протестующих начали бросать в полицию камни, оказывать активное сопротивление и даже сожгли одну полицейскую машину. Полиция задержала 35 участников лагеря, большинство из них вскоре было отпущено. Чуть позднее полицейские разгромили и запасной лагерь.

Но протестующие и к этому были готовы. «Лагерь протеста против строительства АЭС «Росатомом»-Фенновоймой продолжит работу в Пюхайоки по крайней мере в течение лета, а может быть и дольше», сообщили они в переписке с «Беллоной».

Вмешательство в финскую энергетическую политику?

Когда я общался с участниками «недели действий», я понял, что нам в определённом смысле повезло, что большинство участников протестов не допускают антироссийских высказываний, критикуя лишь сговор «Росатома» и Фенновоймы по спасению провалившегося было проекта АЭС «Ханхикиви». Ни националистов, ни крайне правых среди активистов не было. Не было и антироссийской риторики. Более того, письмо поддержки, направленное российскими экологами было встречено с благодарностью. Но ситуация может и поменяться, полицейское насилие в интересах «Росатома» и Фенновоймы широко освещалось и в финских и в международных СМИ. Репортажи с места событий публиковали агентства Юле, Рейтерс, газета Hufvudstadsbladet и другие.

gate Логотип «Росатома» на воротах КПП строительства АЭС «Ханхикиви». Credit: Андрей Ожаровский

«Мы хотим напомнить, что Чернобыльская АЭС была построена предшественником Росатома. Я бы не стала иметь дел с кем-либо с такой репутацией», цитирует агентство Рейтерс (Reuters) представителя «недели действий» Венлу Симонен (Venla Simonen).

Особую остроту происходящему конфликту придаёт официальная позиция Финляндской Республики по вопросам энергетики. В 2010 году Фенновойма получила разрешение парламента страны на продвижение проекта при условии, что это снизит зависимость страны от российских энергоносителей. После привлечения «Росатома» к проекту появляется не только зависимость от поставок энергоносителей, но и технологическая зависимость от российской государственной корпорации.

Финская тайная полиция (SUPO) сообщает в опубликованном недавно ежегодном отчёте, что одной из главных целей иностранной разведки в 2015 году было воздействие на принятие решений в области энергетической политики Финляндии. Из сообщения не ясно, о какой именно иностранной державе и каком именно политическом давлении в области энергетики идёт речь. Возможно, Фенновойму остановят не протесты антиядерщиков, а нежелание Финляндии повышать энергетическую зависимость от восточного соседа.