News

Экологические победы в Краснодарском крае

На строительстве южной дороги от Сочи к курорту «Лунная Поляна».
На строительстве южной дороги от Сочи к курорту «Лунная Поляна».
Владимир Кимаев / «Экологическая вахта по Северному Кавказу»

Опубликовано: 09/03/2016

Автор: Игорь Яковлев

Краснодарский край – один из самых проблемных в плане защиты окружающей среды регионов страны. Однако и здесь экологам удается одерживать победы в борьбе за природу. В данной статье журнал «Экология и Право» собрал четыре успешных примера кампаний «Эковахты по Северному Кавказу», в результате которых удалось остановить ряд опасных проектов.

Статья подготовлена специально для 60 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Застройка Карасунского озера

В апреле 2015 года мэрия Краснодара отменила собственное разрешение на строительство жилого комплекса на берегу второго Карасунского озера в Пашковском микрорайоне города.

Как рассказывают экологи, берег озера был огорожен в феврале. Строители вырубили зеленые насаждения и начали рыть котлован. Возмущенные жители окрестных домов, лишенные зоны отдыха, обратились в «Экологическую вахту по Северному Кавказу» с просьбой о помощи. Многочисленные обращения в органы власти ничего не дали. В апреле жители собрались на организованный «Эковахтой по Северному Кавказу» митинг и потребовали от местных властей остановить строительство. Копия обращения была направлена в Администрацию Президента РФ.

Ситуация вокруг Карасунского озера стала одной из тем совместного заседания Общественной палаты Краснодарского края и Совета при губернаторе по развитию гражданского общества и правам человека. Координатор «Эковахты по Северному Кавказу» Андрей Рудомаха сообщил председательствовавшему на заседании вице-губернатору Джамбулату Хатуову, что общественные слушания по проекту не проводились. Чиновник потребовал от городских властей согласовать стройку с населением.

Через неделю мэр Краснодара Владимир Евланов встретился с жителями Пашковского района и сообщил об отмене разрешения на строительство. Стройплощадку мэрия обещала рекультивировать, а застройщику предоставить новый участок.

Застройка берега Кубани

В начале октября 2015 года администрация Краснодара представила проект велопешеходной зеленой зоны, которая должна охватить большую часть берега Кубани в Юбилейном микрорайоне города. Два года местные жители и активисты «Эковахты по Северному Кавказу» боролись против застройки этого участка элитными высотными домами.

Информация о том, что на берегу Кубани вдоль улицы Рождественская набережная планируется построить 12 двадцатиэтажных домов, появилась в ноябре 2013 года. Жители Юбилейного микрорайона выступали категорически против, поскольку реализация проекта неминуемо ухудшила бы условия их жизни. «Этот район города перенаселен. Здесь не хватает детских садов и школ, на дорогах постоянно пробки, почти нет зеленых зон», – говорили жители. В результате общественный совет микрорайона и «Эковахта по Северному Кавказу» начали сбор подписей.

В середине декабря 2013 года мэр Краснодара Владимир Евланов встретился с жителями и пообещал, что разрешение на строительство не будет выдано до тех пор, пока проект не будет пересмотрен «с учетом возможностей микрорайона». Градоначальник настаивал на сокращении количества новостроек, их этажности, размещении на первых этажах этих зданий социальных объектов.

Однако в июне 2014 года «Эковахта по Северному Кавказу» получила ответ на свое обращение, в котором инвестор проекта сообщал, что администрация города к строительству уже никаких претензий не имеет. Эта публикация вызвала широкий общественный резонанс, и городская администрация решила пойти на попятную. Главный архитектор города Игорь Мазурок сообщил экологам о решении мэра создать на берегу Кубани «прогулочное и пешеходное пространство общегородского значения».

В конце сентября 2015 года это обещание обрело форму проекта, который и был представлен общественности. Изуродованный стройкой пустырь предполагается превратить в живописную разноуровневую прогулочную зону с велосипедными дорожками. Причем уже вырытые под строительство домов котлованы зарывать не будут, а построят детский городок, экстрим-парк, а также амфитеатр с вкраплениями зеленых насаждений. Вдоль всей набережной планируется высадить несколько параллельных аллей крупномерных деревьев.

Мы в свою очередь будем следить, чтобы «европейский» проект не превратился в строительство шалманов и шашлычных… Все, что нужно жителям Юбилейного, – это зелень, тишина и чистый воздух, говорят в «Эковахте по Северному Кавказу».

Дорога к горнолыжному курорту Владимира Путина

В конце 2013 года власти отказались от планов строительства южной дороги от Сочи к курорту «Лунная Поляна», предназначенного для отдыха президента РФ Владимира Путина на территории объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». По официальной версии, асфальтовая дорога вела к метеорологической станции. «Эковахта по Северному Кавказу» боролась с этим проектом с момента его возникновения.

Строительство первого участка дороги – между сочинским поселком Солох-Аул и кордоном Кавказского заповедника «Бабук-Аул» – началось в феврале 2013 года.

Проводить общественные инспекции стройки приходилось практически нелегально: сразу после начала строительства администрация заповедника закрыла район кордона «Бабук-Аул» для посещения.

В августе «Эковахта по Северному Кавказу» провела очередную инспекцию. Как увидели экологи, для возведения автомобильного моста через реку Шахе строители засыпали гравием и грунтом значительную площадь сечения русла и поймы. Возле слияния рек Шахе и Бушуйка шла добыча гравия из устроенного там незаконного карьера, а в пойме реки работала дробилка по производству дорожного щебня. На всем протяжении дороги техника перекрыла водотоки, из-за чего вода, стекающая со склонов в русло Шахе, превратила местообитание форелевых рыб и нерестилище редчайшего атлантического лосося в мутный поток.

Помимо природоохранных нарушений на стройке обнаружились и миграционные – «путинскую» дорогу строили нелегальные мигранты из Центральной Азии.

«Инспекция походила на голливудский вестерн – с облавами, погоней, задержанием, – вспоминают ее участники. – За нами гонялись и строители, и оперативные работники заповедника». Обнародованные данные стали причиной неожиданной спецоперации полиции, миграционной службы и ОБЭП, которая прошла в октябре.

После рейда силовиков темпы строительства значительно снизились, а с наступлением осени на реке случилось несколько мощных паводков, которые разрушили дорогу сразу на нескольких участках. В результате «Бабук-Аул» стал конечным пунктом недоделанной дороги.

Строительство ТЭС в курортной зоне Сочи

В мае 2013 года застройщик отказался от строительства Кудепстинской ТЭС – крупнейшей в мире газопоршневой электростанции. ТЭС планировалось возвести к зимней Олимпиаде в Сочи для обеспечения электроэнергией спортивных объектов. Строительство сопровождалось протестами местных жителей, которым активно помогала «Эковахта по Северному Кавказу».

В 2011 году электростанцию было намечено разместить прямо в поселке Кудепста, в густонаселенном микрорайоне, поближе к газораспределительной станции. Однако местных жителей не устраивало, что опасный объект запланировали построить практически посреди жилой зоны. Проектировщикам пришлось подыскивать для станции новое место – оно было выбрано в районе села Верхне-Николаевское, в 4,5 км от Кудепсты. Из-за переноса проект значительно вырос в цене, и его первоначальный исполнитель – компания «ТКГ-2» – отказалась в нем участвовать. Встал вопрос о нецелесообразности строительства, однако в декабре 2011 года нашелся новый исполнитель – корпорация «ГазЭнергоСтрой».

Изменение места расположения электростанции не уменьшило социальную напряженность. Местные жители протестовали против строительства на многочисленных сходах и митингах, их поддерживали даже представители местной власти.

Как полагают экологи, газопоршневые двигатели, на которых должна была работать ТЭС, выбрасывают в атмосферу тысячи тонн загрязняющих веществ. Шум от работы электростанции превышает шум при взлете авиалайнера, а вибрации способны привести к разрушению зданий в округе. Кроме того, строительство ТЭС отпугнуло бы отдыхающих, говорят представители «Эковахты по Северному Кавказу», значительно сократив рекреационный потенциал прилегающего к ней района Сочи.

Но, несмотря на протесты, строительство началось. На территории стройплощадки было вырублено большое количество деревьев редких пород, в том числе краснокнижных.

Жители продолжали проводить митинги протеста. Одна из самых многочисленных акций была организована активистами «Эковахты по Северному Кавказу» в сентябре 2012 года и собрала свыше 500 человек. Полиция делала все, чтобы не допустить митинга, – задержала двух организаторов акции, по дороге к Кудепсте была арестована машина со звукоусиливающей аппаратурой. Однако экологи предусмотрительно подали две заявки, а аппаратуру удалось перегрузить на другой автомобиль.

Спустя два дня после митинга стало известно о скоропостижной смерти одного из лидеров гражданской кампании против ТЭС, председателя территориального общественного самоуправления «Кудепста» Анатолия Махновского. По данным МВД, причиной смерти стал сердечный приступ. Соратники покойного официальной версии не верят. «Махновский ехал в администрацию города с документами о протесте против строительства ТЭС. Мы напрямую связываем его гибель с действиями властей и правоохранительных органов против жителей Кудепсты и лично Анатолия Махновского», – заявил тогда помощник депутата Госдумы Игорь Васильев. Папка с документами, которую вез председатель ТОС, после его смерти пропала.

В мае 2013 года корпорация «ГазЭнергоСтрой» объявила о том, что ТЭС будет построена в Новороссийске или Грозном. Формальной причиной переноса стал пересмотр Министерством энергетики прогнозной электрической нагрузки в Сочинском энергоузле и снижение ее с 1380 до 850 МВт.