News

Бюрократические игры вокруг полигона «Красный Бор»

Полигон «Красный Бор». Каналы. 30.01.2016.
Полигон «Красный Бор». Каналы. 30.01.2016.
Виктория Маркова

Опубликовано: 29/02/2016

Автор: Виктор Терёшкин

«Полигон «Красный Бор»: на пороге экологической катастрофы» – пресс-конференция под таким названием прошла в пятницу, 26 февраля в пресс-центре «АиФ – Петербург». Основной вопрос встречи – пойдет ли власть на диалог с экологами? Или опять проигнорирует всю эту беспокойную экологическую общественность и журналистов заодно. Как расценит ситуацию с полигоном Хельсинская комиссия по защите морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ)?

В небольшом зале пресс-центра негде яблоку упасть. Тут и журналисты, и представители экологических организаций города и области. За столом в президиуме – Юрий Кваша, глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; Виктория Маркова, председатель Межмуниципальной инициативной группы по экологической безопасности Санкт-Петербурга и Ленинградской области; Екатерина Миклашевич, заместитель председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, начальник департамента государственного экологического надзора; Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый Крест»; Всеволод Хмыров, руководитель Санкт-Петербургской Ассоциации рециклинга.

Также на мероприятии должен был присутствовать Игорь Березин, начальник отдела координации аварийных работ Комитета по природопользованию Петербурга. За пять минут до начала пресс-конференции Юрий Кваша не выдерживает и звонит ему. Выясняется – ни он, ни Виктор Колядов, генеральный директор СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» на встречу с журналистами и экологами не придут. По словам Березина, оба заняты служебными обязанностями.

Yuriy Kvasha Юрий Кваша: «Полигон можно назвать химическим оружием». Пресс-конференция «Полигон «Красный Бор»: на пороге экологической катастрофы». 26.02.2016.. Credit: Всеволод Левченко

Кваша заявляет:

– Правительство города делает вид, что проблемы с полигоном нет, там все нормально. Это ведет к эскалации напряженности между обществом и властью. Смело могу назвать полигон «Красный Бор» химическим оружием – это отходы прошлого века, которые остались нам в наследство. Город не дает ответа, что он собирается делать с ними. Проблемы пытаются решить кулуарно, на каких-то вневедомственных комиссиях, без участия общественных экологических организаций. Но ведь сейчас отсутствуют элементарные паспорта токсичных отходов, которые находятся в картах полигона. О закупке какого оборудования можно вести речь?

Виктория Маркова заговорила о том, что критическая ситуация на полигоне с обводнением карт сложилась еще в октябре. Она держит голодовку с 1 февраля, осунулась, но голос у нее звенит от напряжения.

Viktoriya Markova Виктория Маркова: «Есть еще коррупционный фактор». Пресс-конференция «Полигон «Красный Бор»: на пороге экологической катастрофы». 26.02.2016. Credit: Виктор Терешкин

– Критическая ситуация связана не с паводком, а с тем, что правительство города долгое время ничего не предпринимает. Нет оборудования для понижения уровня отходов в картах. Много лет не работают очистные сооружения. Но есть еще одна причина – это коррупционный фактор, – заявила она. – Есть большое количество ученых, которые бесконечно подбирают технологии. Нам предлагают все новые проекты заводов в отсутствие паспортов отходов.

Екатерина Миклашевич говорит настолько блекло, тихо, к концу каждой фразы почти засыпая, будто не Маркова, а она держит голодовку. Комитет мониторит, анализирует, направляет запросы, отсылает обращения граждан и общественных организаций в подведомственный орган. Ситуация под контролем. Заявления рассматриваются.

Зато как важно, держа театральные паузы, говорит Юрий Шевчук: мы предлагали, с нами согласились, будем добиваться, попробуем прийти к согласию.

Всеволод Хмыров по-военному четко доложил:

Vsevolod Khmyrov Всеволод Хмыров: «Катастрофический сброс опасных отходов приостановлен». Пресс-конференция «Полигон «Красный Бор»: на пороге экологической катастрофы». 26.02.2016. Credit: Всеволод Левченко

– Ввод в строй хоть и маломощных, но очистных ливневых сооружений, сделал свое дело. Катастрофический сброс опасных отходов за пределы полигона приостановлен. И межведомственная комиссия это констатировала. Видимо, по оценке экспертов не существует единой технологии уничтожения того бульона, который представляет содержимое как культивированных карт, так и открытых. Ликвидировать этот бульон при рекультивации карт необходимо в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мне пришло сообщение из Союза промышленников и предпринимателей Петербурга, что в понедельник, 29 февраля в Комитете по природопользованию состоится заседание Регионального научно-технического экологического центра по предлагаемым технологиям для обезвреживания отходов, хранящихся на полигоне.

Координатор движения «Красивая Ленобласть» Анатолий Канюков отметил:

– Нужно, чтобы любые сведения о полигоне были открыты для общественности. Нам еще в январе обещали, что общественные экологические организации будут допущены на совещания. Но мы видим, что опять все проходит в закрытом режиме. И как мы в этих условиях можем доносить информацию до общественности? Нужно добиваться, чтобы информация предоставлялась в полноценном объеме. Нужно обращаться в прокуратуру, чтобы чиновники это поняли. Обращаться к губернатору Полтавченко.

И тут вступил неукротимый Юрий Кваша:

– Катастрофически не хватает денежных средств на элементарное нормативное состояние полигона. Почему до сих пор нет решения о выводе его из эксплуатации? Я считаю, что совершается преступление, которое имеет квалификацию – экоцид. Ни один из начальников, которые возглавляли Комитет по природопользованию, не привлечен к ответственности. Нам пудрят мозги: ничего страшного, мы сейчас дырки залатаем, опять поднимем обваловку карт. Потом еще денег запросим. А ведь уже затрачено от полутора до трех миллиардов рублей с 90-ых годов на строительство завода по переработке отходов. И никто за это не ответил. Никто!

Чрезвычайно показательным было выступление Екатерины Воробьевой, заместителя генерального директора петербургской организации «Экология и бизнес». Она является  координатором всех программ, связанных с ХЕЛКОМ в России.

Ekaterina Vorobieva Екатерина Воробьева: «Прежде чем выносить сор из избы, давайте договоримся». Пресс-конференция «Полигон «Красный Бор»: на пороге экологической катастрофы». 26.02.2016. Credit: Виктор Терешкин

– Меня пригласили, чтобы рассказать о том, каким образом реагирует ХЕЛКОМ на ситуацию с полигоном, – подчеркнула Воробьева. – Наша организация всегда старается искать точки для диалога, а не точки для конфронтации. В особенности, когда речь идет о том, что наш региональный конфликт начинает активно выливаться за границы. И дорогие коллеги по Балтике очень активно это используют, в особенности в последнее время в недружественной полемике. Поэтому я за то, чтобы прежде чем выносить сор из избы мы постарались договориться.

Тут поднялся шквал возражений. Их смысл был в том, что сор из избы экологи будут выносить. И очень важно, чтобы международные организации знали, что происходит на полигоне. И вокруг него. Защитники природы еще в 90-ых начали говорить о том, что «Красный Бор» представляет огромную угрозу, однако проблема до сих пор не решена.

Руководитель пресс-центра «АиФ – Петербург» Анна Иванова тем временем дозвонилась до Игоря Березина. И он очень бодро отрапортовал:

– Ситуация на полигоне под контролем, пусть экологи не беспокоятся, никакой опасности для Невы нет. Все вопросы, которые экологи задавали, – об очистных, о форме собственности полигона, о деньгах будут решены.

P.S. Эти игры стары как мир. И отработаны бюрократами до блеска. Пусть общественники пошумят, журналисты перьями помашут, а мы тут все решим так, как нам надо. Только игры эти рано или поздно кончатся катастрофой, когда восьмиметровые обваловки вокруг котлованов промоет, и тысячи тонн токсичных веществ хлынут в Неву, Финский залив и Балтийское море.