Россия будет строить электромобили

tesla_people-1. Презентация Tesla Model S у Парк Инн отель в Мурманске. Credit: Bellona

Поручение не пересесть на электромобили, а строить свои

«Разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 года, направленную на обеспечение импортозамещения продукции и технологий и предусматривающую, в том числе … приоритетные направления научно-технологического развития российского автомобилестроения и разработки перспективных образцов автомобильной техники с учётом мировых тенденций перехода к серийному производству электромобилей», – говорится на официальном сайте Кремля.

«Это замечательная новость! Похоже, у Президента России есть  план по интенсификации модернизации российского автомобилестроения», – считает президент Объединения «Беллона» Фредрик Хауге.

Президент «Беллоны» был первым автомобилистом, который приехал из Норвегии в Россию (Мурманск) на электромобиле.

«Впервые я привез электрокар в Мурманск в 1992 году. В 2014 я приехал в Мурманск из Осло на электромобиле Tesla S, чтобы показать, что такое путешествие возможно. В Мурманской области большое количество невостребованной электроэнергии, необходимой для зарядки электромобилей. А они, в свою очередь, внесут большой вклад в снижение выбросов загрязняющих веществ», – уверен Фредрик Хауге.

По данным агентства «Автостат», в 2015 году в России было продано 82 экземпляра Tesla Model S, 27 экземпляров Mitsubishi_i-MiEV и 26 экземпляров Nissan Leaf.

Российские электрокары

Напомним, что в этом году власти решили не вводить пошлины на ввоз электрокаров в РФ до конца 2016 года. Это решение было принято комиссией по экономическому развитию и интеграции. 19-процентная пошлина на ввоз легковых электрокаров в страны Таможенного союза была отменена Евразийской экономической комиссией лишь временно – на период с 1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года. Это правило распространяется на автомобили с общим числом мест не более девяти, сообщает cartimes.ru.

Единственным российским концерном, разрабатывающим электромобили, является «АвтоВАЗ». Представители компании сообщили, что в ближайшем будущем на отечественном авторынке может появиться электрическая модификация Lada Vesta, прототип которой уже начали тестировать.

Специалистами концерна недавно были проведены первые испытания тестовой версии российского электромобиля Lada Vesta EV, который продемонстрировал хороший результаты. В качестве двигателя прототипа отечественные инженеры использовали электромотор на 60 кВт в комплекте с аккумулятором Li-ion. Данная силовая установка позволила разогнать электрокар до 100 км/ч за 15,5 секунды и достигнуть скоростного предела в 150 км/ч.

Чтобы запустить в серийное производство Lada Vesta EV, компании «АвтоВАЗ» необходимо серьёзно доработать свою технологию зарядки, поскольку для восполнения запаса энергии автомобиля в полном объеме при помощи обычной розетки необходимо потратить около 9 часов, а на специальной заправочной станции – это займет почти 1,3 часа.

Для развития электрокаров нужна инфраструктура

Осенью прошлого года Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее на обычных топливных заправках «оказывать услуги по подзарядке транспортных средств с электродвигателями». Постановление вступит в силу с 1 ноября 2016 года.

Первые экспресс заправки для электрокаров в России появились уже в 2012 году в Москве. Сейчас в стране насчитывается более 100 заправок для электромобилей: в Моксеве, Казани, Санкт-Петербурге, Рязани и других городах. Но это только начало.

В частности, компания «Россети», контролирующим акционером которой является государство, планирует до конца 2018 года установить в России около тысячи зарядных станций для электрокаров.

«Электрозаправки» будут установлены в рамках Всероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Компания уверена, что интенсивность дальнейшего развития этой сети будет зависеть от спроса на автомобили с нулевым уровнем вредных выбросов.

В связи с этим «Россети» считают первоочередной задачей государства повышение доступности и привлекательности электромобилей для граждан. Важными стимулами должны стать продление нулевой пошлины на импорт, бесплатная парковка в центре Москвы и разрешение ездить по «выделенкам» для общественного транспорта.

Мировой рекорд по продажам электромобилей в 2015 году поставила Норвегия. По данным норвежского Правительства, в 2015 году в стране продали 17,1 процента электрокаров (в 2014 – 12,5 процентов) от общего количества продаж автомобилей. Этот показатель за всё время существования электромобилей не преодолела ни одна страна в мире.

Другими словами, в Норвегии за год продали больше двадцати шести тысяч автомобилей с электроустановкой и девять тысяч автомобилей с водородными системами, при суммарной продаже 150 700 единиц легкового транспорта.

Среди всего количества проданных авто, можно выделить пять моделей, пользующихся повышенным спросом. Это BMW i3, Tesla Model S, Renault Zoe, Nissan Leaf и Volkswagen Golf.

Самым главным стимулом к приобретению данного вида транспорта, является конечно и отношение государства к охране окружающей среды. Владельцы автокаров наделены многочисленными льготами, правом бесплатной парковки, правом проезда по полосам дороги, предназначенным только для общественного транспорта.

Количество электромобилей настолько стремительно выросло за очень короткий срок, что власти Норвегии хотели отменить эти льготы, но всё-таки они сохранились.

К сожалению, в России автомобилисты, приобретающие электромобили, пока не наделены какими-либо льготами и преференциями. Беллона надеется, что ситуация изменится.

 

Анна Киреева

anna@bellona.ru