News

В Ленинградской области вырубают еще не созданные заказники

Река Смородинка.
Река Смородинка.
vk.com/public_cvkp

Опубликовано: 19/01/2016

Автор: Ирина Андрианова

Будущие заказники «Река Смородинка» и «Ояярви-Ильменьоки» в Приозерском районе Ленинградской области уже включены в Схему территориального планирования региона. Однако пока тянется бумажная волокита, и подходит очередь, ничто не мешает проводить там сплошные рубки, загодя уничтожая то, что предполагалось (на уровне Правительства Ленинградской области!) охранять.

Над знаменитой «тропой Хошимина» (так с 70-х годов в народе называется лесная тропа от станции Кузнечное к памятнику природы «Озеро Ястребиное») нависла серьезная угроза. Огромная территория (навскидку – до 100 Га) размечена под сплошную санитарную рубку. Санитарную потому, что проводить на Карельском перешейке сплошные рубки для коммерческого использования де-юре запрещено. Поэтому лесорубные компании активно применяют предлог якобы «спасения» леса от различных напастей. На первом месте в списке стоит вездесущий короед-типограф, якобы расплодившийся вследствие памятного ветровала 2010 года. Ветровал, хоть и давно отшумел, но исправно продолжает кормить лесозаготовителей. Санитарное исцеление проводится по принципу «нет леса – нет болезней» и представляет собой превращение огромных лесных территорий в пустошь.

И ладно бы короед-типограф или горы поваленных стволов действительно существовали (хотя и в этом случае подобный метод лечения леса представляется спорным). Но ведь зачастую вся мудреная «лесопатологическая экспертиза» затеяна единственно для того, чтобы позволить заготовителю вырубить и продать самый ценный лес.

npgpM76GQJU Примерная схема рубок на территории будущего заказника «Ояярви-Ильменьоки». Credit: vk.com/public_cvkp

А в том, что он ценный, сомневаться не приходится. Делянки близ Кузнечного отведены в будущем заказнике «Ояярви-Ильменьоки», который запланирован именно для сохранения «малонарушенных еловых, сосновых и смешанных лесов» Карельского перешейка». Вырубку должно проводить ООО «Приозерский древообрабатывающий завод», в аренде у которого находится лес.

Первыми тревогу забили альпинисты, которые тренируются на т.н. «Забытых скалах» – небольшом скальном массиве к юго-востоку от озера Ястребиного. В границы действующего памятника природы «Озеро Ястребиное», чей статус мог бы защитить лес, этот массив, к сожалению, не входит. Однако, как уже было сказано, он входит проектируемый заказник «Ояярви-Ильменьоки». Разметка деревьев под вырубку показывает, что вскоре Забытые скалы и туристическая стоянка будут располагаться не в лесу, а посреди чистого поля. Рубка намечена сразу в трех (48, 49 и 63) кварталах Антикайненского участка Приозерского лесничества. При этом никакой лесной «патологии», которая могла бы объяснить необходимость уничтожить лес, не наблюдалось и наблюдается. Для проверки своих предположений альпинисты пригласили на место эксперта из московского Гринпис Михаила Крейндлина, а также специалиста БИН РАН Светлану Смирнову.

«Мы обследовали два выдела 48 квартала Антикайненского участкового лесничества, и никаких оснований для назначения санитарной рубки, а тем более сплошной, не увидели, – говорит Михаил Крейндлин. – Никакого ветровала там нет – видели лишь несколько лежащих деревьев. Кроме того Светлана Смирнова обнаружила на территории местообитания лишайника умбиликария жестковолосистая (Umbilicaria hirsuta), занесенного в Красную книгу. При проведении сплошных рубок они могут быть повреждены или уничтожены. При этом в соответствии со статьей 60 закона «Об охране окружающей среды» растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования».

asVAAogmf-k Примерная схема рубок на территории будущего заказника «Река Смородинка». Credit: vk.com/public_cvkp

Активист движения «Новый экологический проект» Анастасия Филиппова также полагает, что при проведении рубки может быть нарушено федеральное законодательство: «Лес, в котором планируется проводить рубки, относится к защитным лесам. В соответствии с Лесным Кодексом РФ (статья 17) и Правилами заготовки древесины, «в защитных лесах сплошные рубки осуществляются лишь в тех случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои полезные функции». При этом подавляющая часть деревьев, назначенных в рубку, не имеет признаков повреждений (усыхания, ослабления, следов пожара и ветровала). В границах лесосек присутствуют отдельные небольшие очаги усыхания ели на площадях менее 0,2 га. В основном это деревья, отработанные вредителями несколько лет назад. Угрозы распространения вредителей отсутствуют. Тем не менее, в сплошную рубку отведены значительные по площади делянки (более 13 гектаров по одной из лесосек), несоразмерные незначительным повреждениям насаждений».

Возникают многочисленные вопросы к обоснованности назначения санитарных рубок, так как их проведение неминуемо приведет к потере ценных природных комплексов. В зону вырубки попадают верховые болота, некоторые из которых являются истоками ручьев, а также сами ручьи. Активисты направили свои обращения в прокуратуру и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Ответов пока нет. На настоящий момент, по нашим сведениям, рубка еще не началась.

Короед – лучший друг лесоруба

2aJuV09faCo Информационный щит рубщиков. Credit: vk.com/public_cvkp

Зато на территории другого будущего заказника – «Река Смородинка» – рубят уже давно и останавливаться не собираются. Арендатор ООО «Привус» сумел согласовать вырубку почти 100 Га леса под видом его спасения все от того же короеда/ветровала. Под топор идут ценные старовозрастые ельники, в том числе растущие в водоохраной зоне реки – как раз то, ради чего запланирован заказник. Представители Гринпис по просьбе местных жителей обследовали делянки близ деревни Новожилово (Сосновский участок Приозерского лесничества). Как и в предыдущем случае, эксперты установили, что «отводы имеют признаки незаконных, так как не соответствуют фактическому здоровому состоянию леса».

По мнению Михаила Крейндлина, назначение сплошных рубок в водоохранной зоне вообще «тянет на 286-ю статью УК». Мало того, что такие рубки запрещены, их проведение в данном случае приведет к эрозии почвы и сползанию берегов в реку, что неминуемо отразится на качестве водотока и самой воды. В зоне рубок обнаружено местообитание еще одного краснокнижного вида – лютика почти-северного (Ranunculus subborealis). В Ленинградской области зафиксированы всего три популяции этого растения. Похоже, теперь их останется две.

И опять в Комитет по природным ресурсам (КПР) и Прокуратуру (а также Президенту, губернатору Ленинградской области, министру природных ресурсов и т.п.) полетели аргументированные обращения от жителей, независимых экспертов, активистов.

Однако ответ за подписью председателя КПР Евгения Андреева гласит, что рубки назначены законно. «В кварталах 47, 48 и 53 Сосновского участкового лесничества были выполнены работы по лесопатологическому обследованию НПО «Аквафлора»… По результатам обследования на лесных участках требуется проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных санитарных рубок». Добавим, что рубки ведутся и намечены также в 49, 54 и еще нескольких кварталах, но их Евгений Андреев почему-то не упомянул. Очевидный заход рубки в водоохранную зону реки он отрицает.

Право, НПО «Аквафлора», которое так легко подписало приговор почти 100 гектарам реликтового леса, следует узнать в лицо. Согласно сайту Гринпис России, «некачественное назначение сплошных санитарных рубок специалистами «Аквафлоры» ранее уже отмечалось в рамках работы Комиссии по вопросам лесопользования в ООПТ Ленинградской области (например, в природном парке «Вепсский лес» и в заказнике «Гладышевский»). Удивительно, что при этом Комитет по природным ресурсам продолжает без замечаний принимать лесные декларации на проведение сплошных санитарных рубок, назначенных на основании обследований, проведенных «Аквафлорой».

Ir5C1zvWJm8 Квартал 48 Сосновского участкового лесничества Приозерского лесничества(Приозерский район Ленинградской области). Credit: vk.com/public_cvkp

Мы не удивимся, если окажется, что и в Антикайненском участковом лесничестве «короедный ветровал» диагностировала та же самая «Аквафлора». Впрочем, вероятно, дело не только в ней. Главный выгодоприобретатель обследования лесопатологов в Сосновском участке – лесозаготовительная компания ООО «Привус» – учреждена неким Лебедем Алексеем Олеговичем. Согласно расследованию «Новой Газеты», это сын Олега Лебедя, который до марта 2003 года возглавлял Управление природных ресурсов и охране окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленобласти, а затем руководил Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Как тактично замечено в письме жителей деревни Новожилово к президенту, «по нашему общему мнению, все это очень похоже на коррупционную составляющую, с которой в нашей стране сейчас ведется усиленная борьба».

Не справляются даже путинцы

Похоже, эта «коррупционная составляющая» на сей раз оказалась особенно сильной. Полностью остановить рубки не помогло даже деятельное участие пропутинской организации «Общероссийский народный фронт» (ОНФ).

22 декабря члены ОНФ совместно с титулованными лесными экспертами в сопровождении сотрудников «Привуса» совершили обход делянок и подготовили т.н. «рекогносцировочное заключение».

В этом многостраничном тексте обращают на себя внимание следующие выдержки: «Складывается впечатление, что пользователь лесного фонда выжидал время, когда начнется распад древостоя, не предпринимая никаких действий. В результате этого в данном массиве леса стали разрастаться негативные процессы отпада деревьев по причине заселения их энтомо-вредителями». Впрочем, даже выявленные очаги болезней леса эксперты не сочли фатальными и предположили, что для их лечения сплошные рубки не нужны: «Всего этого можно избежать, если проводить постоянные умеренные выборочные рубки в сочетании с санитарно-оздоровительными мероприятиями». Эксперты полагают, что «доля поврежденных и погибших деревьев в осмотренных лесных кварталах не превышает 5-10%», а посему считают необходимым «остановить сплошные санитарные рубки в бассейне р. Смородинка», а также провести «повторное лесопатологическое обследование». Также специалисты обратили внимание на «неправомерное назначение данных сплошных санитарных рубок, выполненное НПО «Аквафлора», что вызывает сомнение в компетентности ее сотрудников».

Под заключением поставили свои подписи кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод Р.Ф. Трейфельд, доценты СПб Лесотехнического университета О.И. Антонов и Б.Г. Поповичев, кандидат с.-х. наук СПбНИИЛХ А.М. Иванов. Однако для Комитета по природным ресурсам гораздо весомее оказались подписи сотрудников «Аквафлоры». КПР согласился провести повторное лесопатологическое обследование только в одном квартале – 54-м. Рубки там приостановлены на полгода. Кроме того лесорубы обещали не залезать в водоохранную зону реки Смородинки. «Впрочем, пока это лишь слова. Никаких документальных подтверждений приостановки рубок мы не видели», – комментирует Анастасия Филиппова.

Заповедный аргумент

Казалось бы, все поползновения двуногих «короедов» и прочих лесных вредителей заработать под предлогом борьбы с несуществующими болезнями можно было бы пресечь одним махом, если бы понятие «планируемая ООПТ» имело юридический вес. Напомним, что обе упомянутые горячие точки находятся в границах планируемых заказников. Однако даже внесение будущего заказника в Схему терпланирования региона ее никак не защищает. Защищает лишь подпись губернатора под постановлением о создании ООПТ. Однако создание заказников – долгий многолетний процесс, по истечении которого охранять будет уже нечего.

z4Y4dQFs0u8 Квартал 47,48 Сосновского участкового лесничества Приозерского лесничества(Приозерский район Ленинградской области). Credit: vk.com/public_cvkp

По свидетельству Филипповой, общественники неоднократно пытались урегулировать вопрос о назначении в границах проектируемых ценных территорий разрушительных лесохозяйственных мероприятий. «Мы предлагали проводить дополнительные обследования на отводимых в рубку участках леса в границах будущих ООПТ с привлечением всех заинтересованных сторон и независимых экспертов. Ведь очевидно, что интенсивная лесозаготовительная деятельность разрушает объекты охраны будущих заказников и памятников природы, – утверждает эксперт. – Однако реальных шагов по ограничению или хотя бы адекватному контролю за хозяйственной деятельностью в границах проектируемых ООПТ области предпринято не было. Чиновники продолжают кормить общественников «завтраками» и согласовывать многокилометровые рубки».

Добавим, что шествие мифического короеда-типографа по просторам Лениградской области продолжается. Осенью появилась информация, что санитарные рубки пострадавших от ветровала 2010 года лесных массивов пройдут в Каменногорском и Селезневском поселениях Выборгского района. В «пострадавшие» там записали целых 7 тысяч Га. Каковы реальные площади повреждений, а что пойдет в карман лесорубам и чиновникам – остается только гадать.

P.S. 14 января состоялся выезд на место рубок комиссии Департамента Рослесхоза по СЗФО и природоохранного прокурора Ленинградской области Сергея Петриченко в сопровождении экологов и местных активистов. По словам местного жителя Алексея Новикова, прибывший на место природоохранный прокурор Сергей Петриченко выразил мнение, что деревья действительно поражены короедом.

 

Схема Приозерского лесничества со схемами планируемых ООПТ «Река Смородинка» и «Ояярви-Ильменьоки»

Заключение независимой экспертизы по рубкам на Смородинке

Ответ КПР по Смородинке