Росатом будет самостоятельно утилизировать списанные ледоколы

OLYMPUS DIGITAL CAMERA Атомные ледоколы Сибирь и Арктика у причала ФГУП Атомфлот. Credit: Беллона

Я тебя породил, я тебя и порежу

Утилизация списанных судов станет не совсем новым делом для Росатома и его подразделения – Атомфлот. Совсем недавно отделение Сайда-Губа Северо-Западного Центра по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» (подразделение ГК «Росатом») получило опыт проведения таких работ, занимаясь разрезкой плавтехбазы «Володарский», выполнявшей в свое время работы по обслуживанию атомных ледоколов. Однако разница между стареньким пароходом и атомными ледоколами все-таки существенная.

Изначально планировалось, что утилизировать атомные ледоколы будет СРЗ «Нерпа», на территории которого сейчас проходит утилизация самой опасной в радиационном плане плавтехбазы «Лепсе». Однако в декабре стало известно, что в «Росатоме» принято решение утилизировать ледоколы собственными силами, и работы будут проводиться как раз на той самой площадке отделения Сайда-Губа в Кольском заливе. Главная задача такой операции – удаление реакторной установки.

-В новой ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность» на период 2016-2030 годы предусмотрены средства на утилизацию двух атомных ледоколов – 1,7 млрд рублей на каждый. Отводится на это 4 года. Но «Атомфлот» разработал собственную методику утилизации, которая позволит сократить расходы и сроки работ вдвое. Реакторную установку мы вырежем и упакуем на хранение, а корпус можем продать желающим, но без права вывоза за пределы страны, – сообщил заместитель генерального директора «Росатомфлота» Мустафа Кашка.

Утилизация начнётся в следующем году с ледокола «Сибирь». Он дольше всех простоял в отстое и из-за этого представляет меньшую радиационную опасность. Следующим станет «Арктика». А вот когда наступит очередь «России» пока не известно.

Ранее сообщалось об инициативе общественников и ледокольщиков Санкт-Петербурга сделать «Арктику» филиалом «Музея Арктики и Антарктики» в северной столице. «Арктика» прославилась на весь мир: 17 августа 1977 года ледокол первым в мире достиг Северного полюса в надводном положении.

По предварительным подсчётам, содержание такого музея может обойтись в 80 миллионов рублей в год. А работы по подготовке, транспортировке и переоборудованию ледокола в музей могут обойтись дороже 800 млн рублей. По словам Мустафы Кашки, предприятие готово оказать содействие тому, кто возьмёт на себя труд по переоборудованию ледокола, а также поможет в буксировке ледокола из Мурманска в Петербург.

«Севморпути» повезло больше

sevmorput-2. Восстановительные работы на лихтеровозе "Севморпуть" у причала ФГУП "Атомфлот". Credit: Беллона

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» тоже готовился пойти на иголки. Но вместо этого в начале следующего года он вновь выйдет в море. Сейчас работники предприятия завершают его восстановление.
Приблизительное начало эксплуатации судна – I квартал 2016 года. Недавно стало известно, что одним из заданий будет переход из Мурманска в Петропавловск-Камчатский. Такое поручение поступило от вице-премьера Дмитрия Рогозина. Возможно правительство хочет понять экономическую целесообразность использования атомного исполина на этом транзитном маршруте. А сомневаться, видимо, есть причины.

Транзит падает

В 2012-2013 г.г. Атомфлот частенько рапортовал о проводке по трассе Севморпути огромных грузовых судов иностранных компаний из Европы в Азию или наоборот. Но не в этом году. По данным Администрации Северного морского пути, наблюдается снижение объёмов транзитных перевозок. Так, в 2015 году их объём составил 39 000 тонн против 274 000 тонн в 2014 году и 1176 000 тонн в 2013 году.

По словам заместителя руководителя Росморречфлота Юрия Костина, в 2015 году выдано около 700 разрешений на проход по трассе Севморпути, в том числе более 100 разрешений судам под иностранным флагом.

Однако, несмотря на это, общий объем перевозок в Арктике за 11 месяцев 2015 года вырос в 1,6 раза по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года – до 5 миллионов 152 тысяч тонн. По словам Мустафы Кашки, основная активность на трассах Севморпути связана с перевозками для стройки порта Сабетта в Обской губе.
Кстати, предприятие впервые стало оператором по обслуживанию порта Сабетта.

– Новый контракт позволяет «Атомфлоту» каждый год получать более двух млрд рублей, занимаясь ледовыми проводками судов на Сабетту и обслуживанием порта. В 2015 году мы такую сумму уже заработали. Также он позволит создать более 120 новых рабочих мест, – рассказал первый зам. генерального директора предприятия Мустафа Кашка.

Он также отметил большие перспективы нового порта.

«У Транснефти есть перспектива вывода в Обскую губу нефтепровода для дальнейшей транспортировки нефти по морю. Осталось протянуть порядка 200 км трубы. Таким образом, Сабетта может переваливать 25−30 млн тонн грузов к 2020-му году. То есть фактически за 5 лет в Арктике появится порт, по своему грузообороту превышающий Мурманский. Мурманский порт сейчас перегружает 17−18 млн тонн в год, – продолжил Мустафа Кашка

Режем старые, строим новые

На смену списываемым атомоходам придут новые. Первый уже получил название «Арктика». Строительство будет идти не один год, но уже сейчас «Росатомфлот» готовит инфраструктуру для их обслуживания. Новички будут намного больше размерами, поэтому необходимо реконструировать причалы, построить новый комплекс перезагрузки реакторных установок, новый док и вспомогательное судно атомно-технологического обслуживания (АТО).

«Строительство перегрузочного комплекса должно завершиться к 2018 году. Новый док будет введён в эксплуатацию в 2022 году, а судно АТО должно быть построено к 2023 году», – сообщил заместитель гендиректора предприятия Николай Мантула.

Возможно, новая инфраструктура пригодится и следующему поколению атомоходов. Первые атомоходы проекта 22220 ещё находится на стапелях, а конструкторы уже работают над ледоколами будущего. Во-первых, это ледокол «Лидер», мощность которого позволит ломать льды толщиной более 4 метров, что позволит обеспечивать круглогодичную навигацию на самых высоких широтах Севморпути.

«Транзитные перевозки не очень были востребованы, потому что никто точно не знает, сколько времени эта перевозка будет осуществляться. А мы гарантированно можем сказать, что обеспечим доставку грузов в определённое время, с коммерческой скоростью», – сообщил конструктор атомных ледоколов проекта «Лидер» Владимир Воробьев.

Также в России разрабатывается проект многофункционального атомохода офшорного типа, позволяющий на одной платформе строить суда 6 различных видов для освоения ресурсов шельфа.

«Это может быть ледокол для обеспечения добычи нефти, либо даже сейсморазведочное судно. Мы считаем, что этот проект действительно поможет развивать шельф Арктики. В общем-то, он будет незаменим, – сообщил генеральный директор – главный конструктор ЦКБ «ОСК – Айсберг» Александр Рыжков.

Алексей Павлов