News

Переговоры ООН по климату переходят в решающую стадию

flickr.com/ klem@s

Опубликовано: 09/12/2015

Автор: Ангелина Давыдова

ПАРИЖ–В середине второй недели климатических переговоров ООН, проходящих с 30 ноября в Париже, их участники продолжают работать над текстом нового пост-киотского соглашения, принятие которого ожидается уже в пятницу.

В понедельник на конференцию ООН по климату в Париже прибыли более 100 министров окружающей среды (в том числе и глава Минприроды Сергей Донской). Большая часть из них выступает в министерском сегменте, а также участвует в мероприятиях параллельной программы. Одновременно с этим продолжается работа над текстом нового климатического соглашения, которое, напомним, должно прийти на смену Киотскому протоколу, срок действия второго периода которого истекает в 2020 году.

Сейчас в черновике соглашения чуть больше 20 страниц. До сих пор по ряду вопросов остаются множественные варианты решения. В основном обсуждаются вопросы климатического финансирования, вопросы выделения средств на адаптацию, покрытия «потерь и ущерба» (то есть тех последствий изменения климата, к которым уже невозможно адаптироваться, например, исчезновения ледников, кораллов, островов), а также юридический характер нового соглашения и вкладов стран, предложенных к началу переговоров.

С целью повышения скорости и эффективности работы на конференции министр иностранных дел и международного развития Франции Лоран Фабиус инициировал создание четырех рабочих групп, которые будут независимо прорабатывать отдельные блоки нового соглашения, и которые возглавили министры и переговорщики из ряда стран. Тематика групп – климатическое финансирование, дифференцированный подход к ответственности и действиям различных государств в области снижения выбросов в зависимости от уровня их социально-экономического развития, снижение выбросов парниковых газов и необходимость пересмотра климатических целей, вопросы выполнения обязательств, отчетности, проверки и прозрачности.

Результаты первой недели переговоров

«В Париже продолжаются ожесточенные споры по финансовым вопросам нового соглашения, не исключено, что 11 декабря оно будет принято без цифр – лишь в виде общих принципов глобальных действий – однако даже в этом случае соглашение окажет сильное влияние на угольную энергетику и ВИЭ», – полагает руководитель программы «Климат и энергетика» WWF-России Алексей Кокорин.

«Проблемы во многом кроются в несовершенстве деления в ООН стран на развитые и развивающиеся», – считает эксперт. «Деление безнадежно устарело. Сингапур, ОАЭ, Саудовская Аравия и ряд других стран по статусу ООН – развивающиеся. Получается, что они должны не давать, а получать финансовую помощь? Весьма вероятно, что для достижения компромисса страны согласятся на соглашение без численных параметров и с очень общими формулировками принципов будущих действий. Детали будут прописаны в правилах реализации соглашения, которые нужно выработать и принять в 2016-2018 гг», – говорит Алексей Кокорин.

Впрочем, большинство экспертов полагает, что даже «слабое» климатическое соглашение все равно не остановит программы по снижению выбросов, адаптации и финансирования климатических мер. О своих планах в этих областях на конференции ООН в Париже заявляют страны, регионы, компании, международных организации.

Заморозка угля

Ключевой эффект будущего парижского соглашения, прогнозируемый многими экспертами – замораживание угольных проектов. «Уголь – самый «грязный» по выбросам парниковых газов вид топлива, появилось даже новое слово «дивестиции» – выход из угольных активов или отмена инвестиционных планов. Многие банки и финансовые организации, причем не только европейские, приняли решения о запрете угольных инвестиций. Ожидаемый объем декарбонизации инвестиций к 2020 году достигнет 500 млрд. долларов. Львиная доля планов по строительству новых угольных станций приходится на 4 страны: Вьетнам, Индию, Индонезию и Китай. Китай уже объявил о стратегии снижения доли угля в энергетике страны, а с 2025 года – значительном снижении использования угля в абсолютном выражении. Три другие страны зависимы от климатического финансирования – помощи со стороны развитых стран и международных финансовых институтов, которые негативно относятся к их планам развития угольной энергетики», – говорит Алексей Кокорин.

Отметим, что в начале второй недели на конференции в Париже группой «Экозащита!» была представлена и англоязычная версия доклада «Цена угля». Выпуск русскоязычного издания ожидается в январе будущего года. Презентация доклада в Париже была организована совместно с Pacific Environment и Фондом Генриха Белля. Доклад рассказывает о деградации почв и ландшафтов, загрязнении воздуха и рек, ухудшении здоровья и условий жизни населения и нарушении прав коренных народов – основных последствиях угледобычи в российском Кузнецком угольном бассейне, где 80% жителей живет на угле или в зоне воздействия угольных разрезов.

Цели и ориентиры нового соглашения

Национальные цели снижения выбросов, поданные более 140 странами перед началом Парижской конференции, пока выводят мир на траекторию потепления плюс 3 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальной эпохой. Таковы данные исследований Лондонской школы экономики, программы окружающей среды ООН, а также World Resources Institute. При этом ученые и экологи уверены, что потепление необходимо ограничить лишь 2 или даже 1,5 градусами Цельсия – иначе это может привести к серьезной дестабилизации климата, и как следствие, погоды и природных экосистем на всей планете.

Цель в 2 градуса активно обсуждается на климатических переговорах, против цели в 1,5 градуса выступает ряд стран, прежде всего Саудовская Аравия. При этом, если бы страны продолжали далее следовать концепции Business as usual («бизнес как обычно»), не принимая никаких климатических мер, то мир уже в ближайшее время вышел бы на повышения температуры в 4-5 градусов Цельсия. Наиболее серьезное влияние в краткосрочной перспективе повышение температуры окажет на водные ресурсы: оно приведет к повышению уровня мирового океана, более частным наводнениям в одних регионах и засухам в других, резкому снижению количества доступной пресной воды.

До начала переговоров ожидалось, что на парижской сессии обсуждать будут прежде всего финансовые вопросы – а именно потоки средств от развитых стран к развивающимся, наиболее уязвимым и островным государствам. В действительности, вопрос климатического финансирования – один из самых важных. Как пишет бюллетень российских наблюдателей на переговорах «Меньше двух градусов», «Обязательства по оказанию помощи развивающимся странам в целях смягчения последствий и адаптации к изменению климата уже приняты; страны договорились о финансовых вкладах до 2020 года. Конкретные обязательства по финансированию дали 25 стран, шесть международных банков развития и два глобальных фонда. Франция объявила, что увеличит годовой финансовый климатический вклад с нынешних 3 миллиардов евро до более 5 млрд евро к 2020 году. Испания, Германия и Канада также анонсировали увеличение финансирования. Всемирный банк увеличит взносы примерно на треть — до $16 млрд к 2020 году. По словам Ника Наттоллу, пресс-секретаря РКИК ООН, план достигнуть объема климатического финансирования в $100 млрд к 2020 году будет выполнен».

Тем не менее, как считает Алексей Кокорин, соглашение по финансовым вопросам было прописано в крайне общих словах, без четкого разделения на снижение выбросов и адаптацию (на этом настаивали наиболее уязвимые страны), а также без прописывания доли государственных и частных средств. Ряд стран, в том числе США, выступает за увеличение в климатическом финансировании доли частных средств компаний, поступающих, в том числе в виде инвестиций или займов международных финансовых организаций. Многие другие государства, прежде всего наименее развитые, наоборот, хотят, чтобы в климатическом финансировании доминировали государственные средства в виде грантов развивающимся странам.

Второй крупнейший вопрос переговоров касается разделения стран на развитые и развивающиеся. Ряд участников переговоров, в том числе США, ЕС и Россия, считают, что нужно пересмотреть существующее деление и предлагают участвовать в климатическом финансировании и так называемым крупным развивающимся странам – Китаю, Индии, Сингапуру и т.д. Последние, однако, выступают резко против обязательств платить какие-либо средства в международные климатические фонды даже в перспективе, настаивая на том, что это должны делать исключительно развитые страны. Они также предлагают оставить существующее деление стран, принятое еще в Киотском протоколе.

«Пока новое соглашение в реальности выглядит как пауза на 10-15 лет в глобальном снижении выбросов, компенсированная помощью мирового сообщества наиболее слабым и уязвимым развивающимся странам, а также заметным торможением угольных проектов», – полагает Алексей Кокорин.