Восстановление атомного лихтеровоза «Севморпуть» обошлось в 1 млрд 300 млн рублей

Sevmorput-1. Лихтеровоз "Севморпуть". Credit: Беллона

Единственное в мире ледокольное-транспортное судно с ядерным реактором построено на керченском заводе «Залив» в 80-е годы прошлого века. Это был эксперимент с целью понять, будет ли экономически выгодно использовать для перевозки грузов атомные суда вместо дизельных. По сути так начался новый этап советского атомного судостроения — после военного и ледокольного. Но продолжить его атомщики не смогли из-за развала Советского Союза.

Однако, результаты незаконченного эксперимента всё же есть. В отличие от дизельных собратьев, имеющих такие же характеристики, «Севморпуть» оказался более автономен, что очень положительно сказывалось на скорости доставки грузов и их общем количестве. За 18 лет работы лихтеровоз перезаряжал реактор только один раз, прошел более 300 тысяч морских миль и доставил 1,5 млн тонн грузов. Назначение лихтеровоза – перевозка самых разных грузов в больших количествах и на дальние расстояния. Первые три года «Севморпуть» успешно работал в юго-восточной Азии, потом ему пришлось вернуться в порт приписки Мурманск.

– Когда рухнул Советский Союз нам с трудом нашли применение в Арктике. Стали перевозить продукцию «Норильского никеля» и любые другие грузы по линии Мурманск-Дудинка. Ведь размеры судна позволяют перевозить практически все — от продуктов и людей до танков, электровозов и промышленного оборудования. Корпус его с большим запасом прочности, льды ему не страшны, – рассказывает главный инженер-механик «Севморпути» Александр Дубовец.

Sevmorput2[1] Лихтеровоз "Севморпуть". Credit: Александр Раубе

Работа в Арктике велась вплоть до 2007 года, когда металлурги «Норильского никеля» построили свой ледовый флот и отказались от услуг Атомфлота.
В 2007 году из реактора провели выгрузку отработавшего ядерного топлива, и лихтеровоз перевели в режим отстоя, а ядерную энергетическую установку – в режим длительного хранения с возможностью последующего использования. С тех пор судно стояло у причала. Приказ о выведении из эксплуатации его ядерной установки поступил в конце 2012 года. Но потом эти работы были приостановлены и в декабре 2013 года появился другой приказ – о восстановлении атомного лихтеровоза «Севморпуть». В первую очередь это связано с будущими арктическими проектами.

Перед вводом в эксплуатацию лихтеровоза на ОКБМ (разработчик реакторной установки) были выполнены работы по продлению ресурса и срока службы КЛТ-40 до 150 тыс. часов и 35 лет, соответственно.

Мощный транспорт займется перевозкой грузов, необходимых для выполнения северного завоза, освоения арктического шельфа, разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, а также оснащения всем необходимым объектов Министерства обороны России.

Для восстановления судна было выделено 1 млрд 300 млн рублей. Срок выполнения был установлен в 1,5 года, но на деле ушли все два. Необходимо было выполнить ремонт судна на класс Регистра, провести работы по продлению ресурса ядерной энергетической установки, закупить и загрузить комплект «свежего» ядерного топлива.

Поставку ядерного топлива осуществило ПАО «МСЗ». Специалисты АО «ОКБМ Африкантов» обеспечили продление ресурса реакторной установки. АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон» осуществило поставку и установку комплекса инженерно-технических средств физической защиты. Так же в ремонтно-восстановительных работах были задействованы предприятия Мурманской области – филиал АО «Атомэнергоремонт» «КолАЭР», ООО «Промсервис», 82-й и 10-й судоремонтные заводы.

«В настоящий момент этап ремонтно-восстановительных работ завершен. Все механизмы были практически полностью разобраны, ревизованы и собраны заново. Были определенные опасения, что после стольких лет стоянки у нас могут быть проблемы. Особенно это касалось системы автоматики, электрических систем. Но мы заменили их на новые. Топлива хватит на полтора года работы, – пояснил первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

Команда судна почти на 80 процентов составлена из тех, кто работал на нем раньше. Получив приглашение вернуться, люди бросали другую работу, приезжали обратно на север из теплых регионов. Среди вернувшихся на родной лихтеровоз оказался и капитан Фарид Габбасов.

– 30 ноября были завершены ходовые испытания. Мы в течении двадцати часов прошли вдоль побережья Баренцева моря, проверяя работу машины и других механизмов и оборудования. Ветер был сильный, поэтому далеко от берега не уходили. Дошли до Гремихи, там встали на рейд и проверили работу обоих якорей, потом пошли обратно и в районе 21:30 ошвартовались у причала «Атомфлота. Испытания прошли успешно, все работает, я доволен, – сказал Фарид Габбасов.

Восстановление необходимо завершить к первому марта 2016 года. После этого единственный в мире атомный лихтеровоз вновь выйдет на трассы Северного морского пути. Но до этого ещё нужно решить проблему швартовки атомохода. Он имеет разрешение на вход в 9 портов России, от Мурманска до Владивостока, но в реальности его могут принимать у причалов Атомфлота да по старой памяти – порт Дудинка. Остальные пока не имеют подходящих причалов или они заняты как в Мурманске. В Мурманском морском торговом порту лихтеровоз тоже может швартоваться, но, к сожалению, его причалы постоянно заняты океанскими транспортами с углем. А, например, в новом арктическом порту Сабетта причал придется строить с нуля.

Алексей Павлов