Росатом: Транспортировка радиоактивных материалов в России осуществляется без аварий

ingressimage_P1000848-3.[1] Транспортировка ОЯТ из польского исследовательского реактора в Мурманск сухогрузом MCL Trader для дальнейшей доставки ОЯТ на спецкомбинат «Маяк» в Челябинской области. Credit: Anna Kireeva

Среди перевозимых в России радиоактивных материалов в настоящее время присутствуют: руда, химические и физические концентраты, гексафторид урана, свежее и отработанное ядерное топливо, радиоактивные отходы, а также тысячи видов радиоактивных материалов и изделий с ними, используемых во многих отраслях промышленности, медицине, науке, сельском хозяйстве и т.д.

Безопасность перевозок

По словам директора Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом» Сергея Райкова, за 70 лет перевозок радиоактивных материалов, не произошло ни одной транспортной аварии с радиологическими последствиями.

Безопасность перевозок обеспечивают как конструкционные особенности упаковок, которые обеспечивает безопасность материалов в нормальных и аварийных условиях, а также организация специального режима перевозок.

«Конструкционная безопасность перевозок ядерных материалов предусматривает минимизацию до безопасных пределов радиологических последствий в случае практически любых транспортных аварий за счет надежности конструкций упаковок или ограничения радиоактивного содержимого», – подчеркнул Райков на X юбилейном международном общественном Форуме-Диалоге «70 лет российской атомной отрасли. Диалог поколений», прошедшем в Москве на прошедшей неделе.

Конструкционная безопасность, по словам Райкова, требует значительно более сложной системы гарантий надежности конструкций и качества реальных используемых транспортных упаковочных комплектов (ТУК), расчетных и экспериментальных методов, и в целом более сложной системы обоснования и подтверждения выполнения требований к упаковочным комплектам.

По словам Райкова, «Росатом» контролирует как сами маршруты, так и непосредственное движение транспортных средств, которые передвигаются с машинами сопровождения и охраной, использованием буферных транспортных средств. Иногда приходится применять ограничение встречных транспортных средств на некоторых участках маршрутов.

«Слава богу, если перевозки, и правда, были без аварий с выходом радиоактивности из-за системы безопасности самих транспортировок и конструкторских особенностей упаковочных контейнеров. Если бы была серьезная авария, ее невозможно было скрыть, общественность о ней обязательно бы узнала», – уверен председатель правления ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин.

Объемы перевозок в мире

По данным российского атомного сообщества, общий объем перевозок радиоактивных материалов в мире составляет примерно 20 млн. упаковок в год. В сравнении с перевозками других опасных грузов, это примерно 1-2% для авто, железнодорожного и морского транспорта и до 10% для перевозок воздушным транспортом общего объема перевозок опасных грузов на этих видах транспорта.

В частности, во Франции в год перевозится около 940 000 упаковок, из которых примерно 15 % – это перевозки всех материалов ядерного топливного цикла, а 85 % – перевозки радиоактивных материалов для других отраслей промышленности: медицины, сельского хозяйств и т.д. В целом это составляет около 3% от перевозок других опасных грузов.

В США ежегодно осуществляется около 2,8 млн. перевозок упаковок, включая 5,5 тысяч грузов радиоактивных материалов в рамках работ Министерства энергетики (т.е. перевозки в оборонных и исследовательских целях), т.е. ежедневно осуществляется более 7,5 тысяч перевозок упаковок, включая 15 перевозок Министерства энергетики. Всего опасных грузов ежедневно осуществляется более 818 000 перевозок или 300 млн. перевозок в год. В весовом отношении это примерно 3,1 млрд. тонн в год.

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч межобъектовых перевозок радиоактивных материалов автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ядерного топливного цикла. При этом ежедневно, под контролем Центра транспортного контроля «Росатома» находятся от 5 до 25 таких перевозок. Перевозки других опасных грузов составляют примерно 800 млн. тонн в год, или около 20% от всех промышленных грузов.

Анна Киреева

anna@bellona.ru