За время работы ЛАЭС-2 не доплатит налогов на 1 млрд евро

seogan2[1] Строительство второй Ленинградской АЭС идёт с 2007 года. Credit: seogan.ru

Как ранее сообщала «Беллона», на слушаниях по первой очереди второй Ленинградской АЭС (ЛАЭС-2) было официально подтверждено, что новая электростанция будет пользоваться всеми имеющимися налоговыми льготами. Отвечая на вопрос «Беллоны», директор Ленинградской АЭС Владимир Перегуда подтвердил, что, как и действующая ЛАЭС, ЛАЭС-2 не будет платить земельный налог (п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ, муниципальный налог) и налог на имущество (п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ, региональный налог).

Освобождение от налогов является одной из множества принятых в России схем скрытого субсидирования атомной энергетики. Не только ЛАЭС-2, но и готовящиеся к сооружению вторая Курская и вторая Смоленская АЭС также не будут платить указанные налоги, избавлены от них и все действующие АЭС страны.

Директор АЭС не пробовал подсчитать экономию на налогах

На вопрос о том, каковы же суммы, которые ЛАЭС и ЛАЭС-2 ежегодно «экономят», не платя эти налоги, Владимир Перегуда ответить не смог. «Наверное, экономисты могут посчитать, я не пробовал» – сказал он.

Поскольку директор АЭС не осведомлён о размерах предоставленных налоговых льгот, «Беллона» с помощью привлеченных экспертов решила провести свои расчёты. Ксения Вахрушева, кандидат экономических наук, по просьбе «Беллоны» провела оценку потенциальных налоговых поступлений по земельному налогу и налогу на имущество для ЛАЭС-2 в случае отсутствия налоговых льгот.

Налог на землю – 140 до 200 млн рублей в год

Площадь земельных участков для размещения ЛАЭС-2 согласно ОВОС (стр. 17): первая очередь – 290 Га, вторая очередь – 231 Га, всего – 521 Га или 5 210 000 кв.м. Ставка земельного налога для участков, не подпадающих под льготные режимы в Сосновом Бору, на территории которого расположена АЭС, составляет 1,5% (Решение совета депутатов МО Сосновоборский городской округ ЛО).

Если оценить среднюю кадастровую стоимость земель промышленности в 1 813,40 руб. за кв.м. (по постановлению правительства Ленобласти от 29 декабря 2007 г. №356), то размер земельного налога от ЛАЭС-2 за год составил бы 141,72 млн рублей.

Если для расчёта налоговой базы принять кадастровую стоимость существующего в публичном кадастре участка на территории ЛАЭС (Земельный участок: 47:15:0112002:62 площадью 1 695 934.00 кв. м и кадастровой стоимостью: 4 505 503 061.10 руб., т.е. 2 656.65 руб/кв.м), то размер земельного налога будет больше и составит за год 207,62 млн рублей.

Таким образом, ЛАЭС-2 ежегодно только на земельном налоге «сэкономит», а муниципалитет Соснового Боре недополучит от 140 до 200 млн рублей (2-2,86 млн евро по текущему курсу). За 60 лет заявленного срока эксплуатации ЛАЭС-2 не доплатит местного земельного налога на сумму 120-171,6 млн Евро.

Налог на имущество – более 980 млн рублей в год

Согласно закону Ленинградской области «О налоге на имущество организаций» ставка налога составляет 2,2%. Согласно публичному финансовому отчёту концерна «Росэнергоатом» стоимость зданий, сооружений, оборудования в 2014 году составила 379 301 528 тыс. рублей, то есть средняя стоимость одного энергоблока – 11 155 927,29 тыс. рублей. Это позволяет оценить размер потенциального налога на имущество для ЛАЭС-2 с 4 энергоблоками в 981,72 млн рублей в год (около 14 млн евро). Примерно такую сумму ежегодно недополучит бюджет Ленинградской области. За 60 лет возможной работы ЛАЭС-2 недоплаченный налог на имущество превысит 840 млн евро. Скорее всего, стоимость зданий и оборудования новых энергоблоков будет выше, чем в приведённой оценке, а значит, и сумма потенциального налога тоже будет больше.

Если экономисты госкорпорации «Росатом» в чем-то не согласятся с оценками наших экспертов, мы с благодарностью примем их уточнения и комментарии.

Миллиард Евро недоплаченных налогов – это ненормально

Итак, можно сделать вывод, что за время эксплуатации ЛАЭС-2 из-за установленных для атомной промышленности налоговых льгот атомщики «сэкономят» примерно миллиард евро, и именно такую сумму налогов не получат бюджеты Соснового Бора и Ленинградской области.

Получается, что если бы выводимые мощности старой ЛАЭС замещали электростанциями другого типа, для которых налоговые льготы не установлены, то и муниципалитет, и область получили бы значительную финансовую выгоду.

«Это абсолютно ненормально, что АЭС получают льготы по налогу на имущество. Строить другие типы электростанций (газовые, ПГУ/ГТУ), таким образом, не только существенно дешевле с точки зрения капитальной стоимости, но еще и выгоднее, так как электростанции на природном газе налоги платят в полном объёме», – заявил в интервью для «Беллоны» Владимир Милов, директор Института энергетической политики, бывший заместитель министра энергетики России.

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com