ЛАЭС-2 как экспортёр электроэнергии и рисков

Leningradskaya[1] Строительство второй Ленинградской АЭС идёт с 2007 года. Credit: rosenergoatom.ru

Вторая Ленинградская АЭС (ЛАЭС-2) сооружается рядом с действующей станцией. Строительство по экспериментальному проекту «АЭС-2006» идёт с 2007 года. Первоначально пуск первого энергоблока ЛАЭС-2 был назначен на 2013 год, но этого не произошло. На слушаниях, прошедших в городе Сосновый Бор 15 октября 2015 года, было заявлено, что именно на первом энергоблоке ЛАЭС-2 в 2017 году ожидается начало эксплуатации первого в мире реактора ВВЭР-1200 с реакторной установкой (РУ) В-491. По данным, представленным в ходе слушаний, расстояние от ЛАЭС-2 до государственных границ с Эстонией составляет 70 км, с Финляндией – 105 км. В случае аварий и катастроф на ЛАЭС-2 эти страны могут пострадать, но консультации с сопредельными государствами проводиться не будут.

3-159%20cs137[1] Карта возможного выпадения цезия-137 в 1100-километровкой зоне ЛАЭС-2 (том 3, стр. 159 ОВОС ЛАЭС-2 от 2015г.) Credit: ОАО «Концерн Росэнергоатом»

Консультаций с Эстонией и Финляндией не будет

«Концерн «Росэнергоатом» не планирует консультации с иностранными государствами в рамках проведения общественных обсуждений по Ленинградской АЭС-2», – сообщила «Беллоне» накануне слушаний Светлана Чурилова, заместитель директора департамента информации и общественных связей ОАО «Концерн Росэнергоатом». По её словам, это связано с тем, что Россия не ратифицировала конвенцию Эспоо «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», и, с юридической точки зрения, концерн «Росэнергоатом» не обязан проводить консультации и слушания в сопредельных государствах. Это соответствует действительности, но, тем не менее, утверждение об учёте требований международных договоров, в том числе не ратифицированной Россией Конвенции Эспоо, содержалось в основном докладе на слушаниях, сделанном представителем ОАО «Атомпроект» Лидией Блиновой.

В случае аварии сопредельные государства могут пострадать

leni_5_1995072803_A_d1_cs137_gnd_tot_img[1] Цезий-137 долетит до Чёрного моря, если тяжёлая авария произойдёт на ВВЭР-1200 ЛАЭС-2 при погодных условиях, сходных с теми, что были 28 июля 1995 года. Credit: flexrisk.boku.ac.at

Важно отметить, что впервые в вынесенном на общественные обсуждения документе «Ленинградская АЭС-2, энергоблоки №1 и №2, Охрана окружающей среды, материалы оценки воздействия на окружающую среду» (далее – ОВОС) признаётся, что в случае тяжёлой запроектной аварии радиоактивный йод-131 и цезий-137 могут быть разнесены ветром на расстояния до 1100 километров, то есть, достичь не только Санкт-Петербурга, Хельсинки, Таллина, но и Москвы, Варшавы, Стокгольма, Архангельска.

К сожалению, из-за низкого качества карт интегральных выпадений цезия и йода, представленных в печатной версии ОВОС (имеющейся в библиотеке Администрации Соснового Бора) и в сети Интернет (на официальном сайте Администрации Соснового Бора) затруднительно дать количественную оценку плотности выпадений опасных радионуклидов.

Помочь разобраться могут данные австрийского исследования FlexRISK. Австрийские учёные рассчитали возможную плотность выпадения цезия-137 не «в среднем», а для конкретных погодных условий, аналогичных тем, что были в один из дней 1995 года. На основании анализа расчётов можно сделать вывод, что наиболее вероятно выпадение цезия-137 с плотностью свыше 10 мегабеккерель на кв. м. на территории Санкт-Петербурга. Это может означать необходимость эвакуации населения города. В ряде случаев возможно значительное загрязнение территории Финляндии, Эстонии и даже Швеции с плотностью 1-10 мегабеккерель на кв. м. Такие плотности выпадения могут представлять опасность и для сельского хозяйства, и для людей.

3-154%20formalny%20harakter[1] ОВОС ЛАЭС-2, 2015 г. том 3, стр 154. Credit: ОАО «Концерн Росэнергоатом»

Несмотря на признание возможности загрязнения территории сопредельных стран, авторы ОВОС не считают это существенным фактом, и об опасности иностранные государства проинформированы не будут. «Исследование трансграничного переноса радиоактивных веществ с газоаэрозольными выбросами/сбросами с АЭС в условиях НЭ [нормальной эксплуатации] и возможных ННЭ [нарушений нормальной эксплуатации] носит формальный характер», – говорится в ОВОС (книга 3, лист 154).

LAES_RUS[1] Возможна эвакуация Санкт-Петербурга из-за выпадения цезия-137 плотностью более 10 МБк/кв.м, если авария на ЛАЭС-2 с ВВЭР-1200 случится при погоде, похожей на метеоусловия 30 января 1995 г. Credit: Карта на основе данных flexrisk.boku.ac.at

С формальной точи зрения ОАО «Концерн «Росэнергоатом» совершенно прав: атомщикам можно формально подходить к оценке риска для сопредельных государств, ведь конвенция Эспоо Россией не ратифицирована, несмотря на данное в 2011 году поручение Президента страны Пр-1742ГС, п2б-1 «Ратифицировать Конвенцию Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанную в г. Эспо 25 февраля 1991 г.»

Тем не менее, в отношении Балтийской АЭС, строительство которой планировалось в Калининградской области, были попытки провести консультации в духе пока не ратифицированной конвенции. «Процедура «в стиле Эспоо конвенции ЕЭК ООН» проводится до начала деятельности по сооружению объекта, а не во время сооружения. В случае с Балтийской АЭС начало процедуры консультаций было запланировано и проведено во время процедуры получения лицензии на размещение. Сейчас речь идёт о процедуре получения лицензии на эксплуатацию [первой очереди ЛАЭС-2]», – сообщила Светлана Чурилова. «Беллона» подробно рассказывала, как именно были проведены презентации проекта Балтийской АЭС в ряде стран региона в 2011 году.

LAES_EST[1] При аварии на ЛАЭС-2 с ВВЭР-1200 может быть загрязнена территория Эстонии. Credit: Карта на основе данных flexrisk.boku.ac.at

Будет ли экспортироваться электроэнергия ЛАЭС-2?

«Проект Балтийской АЭС ориентирован на внешнего потребителя, что стало одной из причин, побудившей Концерн [«Росэнергоатом»] провести консультации и презентацию проекта в сопредельных государствах. В случае с Ленинградской АЭС-2 проект ориентирован исключительно на внутреннего потребителя, для которого в соответствии с российским законодательством и проводятся общественные обсуждения», – пояснила Светлана Чурилова.

Справедливость утверждения, что ЛАЭС-2 ориентирована «исключительно на внутреннего потребителя» вызывает сомнения. С 1980-х годов из энергосистемы страны осуществляются поставки электроэнергии в Финляндию через вставку постоянного тока близ Выборга. По официальным данным, доля ЛАЭС в общей выработке электроэнергии Санкт-Петербурга и Ленобласти составляет 48%. Значит, её роль в экспорте электроэнергии в Финляндию также составляет примерно половину.

LAES_FIN При аварии на ЛАЭС-2 с ВВЭР-1200 может быть загрязнена территория Финляндии. Credit: Карта на основе данных flexrisk.boku.ac.at

Однако экспорт электроэнергии осуществляется не концерном «Росэнергоатом» напрямую, а через ПАО «Интер РАО». При этом объёмы экспорта существенно меняются в зависимости от цены на электрическую энергию и мощность. По сообщению газеты «Коммерсант», в первом полугодии 2015 года выручка «Интер РАО» при поставке энергии в Финляндию выросла на 79% (до 4,76 млрд руб.), а поставки в Финляндию увеличились в физическом выражении на 93%.

В любом случае, фактически, экспорт электроэнергии в Финляндию обеспечивает работой один блок действующей АЭС. При отсутствии экспорта опасный блок можно было остановить, да и, по крайней мере, в одном новом энергоблоке ЛАЭС-2 потребности бы не было. Таким образом, спрос на российское атомное электричество способствует сооружению новых опасных реакторов, от аварий на которых могут пострадать как российские, так и зарубежные потребители электроэнергии ЛАЭС и ЛАЭС-2.

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com