News

Опасный проект достройки Росатомом Хмельницкой АЭС реализован не будет

Третий энергоблок Хмельницкой АЭС – недострой советских времен.
Третий энергоблок Хмельницкой АЭС – недострой советских времен.
Энергоатом

Опубликовано: 05/10/2015

Автор: Андрей Ожаровский

Украина завершила юридическое оформление отказа от достройки 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС по российским технологиям. Это редкий случай решения, от которого выигрывают обе стороны. Украина избежит появления на своей территории двух опасных реакторов, которые планировалось строить по устаревшим проектам в неприспособленных для этого заброшенных зданиях. Россия избежит трат 5-6 млрд. долларов, возврат которых, даже при исключении политических рисков, был маловероятен.

К сожалению, к отказу от взаимоневыгодгного проекта привел не трезвый анализ ситуации, а известный геополитический конфликт наших стран.

3 октября 2015 года президент Украины подписал законы «О прекращении действия Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС» и «О признании утратившим силу Закон Украины «О размещении, проектировании и строительстве энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой атомной электростанции», сообщает официальный сайт президента страны.

Расторгнутое Межправительственное соглашение о достройке двух энергоблоков Хмельницкой АЭС было подписано 9 июня 2010 г. в Киеве, и сразу же вызвало обоснованную критику экспертов и экологических организаций. Строительство этих энергоблоков было начато во времена СССР, в 1980-е годы. После чернобыльской катастрофы стройка была остановлена, уже возведённые бетонные конструкции не были законсервированы, и почти 30 лет простояли под открытым небом, причём фундаменты и подвалы были залиты водой, что существенно ухудшило состояние недостроенных сооружений.

Photo-0039 Фундаменты и подвалы 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС залиты водой. Credit: НЭЦУ

Сама возможность использования полуразрушенных зданий для достройки энергоблоков не была должным образом обоснована, но Росатом готов был взяться за это, как обычно, при наличии щедрого финансирования из бюджета России. Глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко утверждал: «по отношению к Украине мы готовы дать кредит и на стоимость российской поставки, и на стоимость украинской поставки». По разным оценкам российской финансирование должно было составить 5-6 млрд. долларов, но эта сумма могла существенно возрасти в ходе строительства. Одним из возможных кредиторов мог выступить Сбербанк России, к руководителю которого российские и украинские экологи обращались с просьбой не участвовать в финансировании сомнительной сделки, поскольку «проект достройки 3-го и 4-го блоков несет в себе значительные риски финансового, технического и экологического характера, а также значительный репутационный риск для Сбербанка».
Важно отметить, что проект затевался в то время, когда Украина платила за природный газ свыше 400$ за тысячу кубометров, сейчас цена на газ значительно ниже, что заставляет усомниться в экономической обоснованности строительства любых новых реакторов.

Критики проекта также обращали внимание, что для достройки был выбран морально устаревший проект с реактором ВВЭР-1000/В-392. Кроме того, при использовании имеющихся строительных конструкций невозможно установить важную для безопасности ловушку расплава активной зоны.

Беллона.ру подробно рассказывала о многих других аргументах против достройки Хмельницкой АЭС, выдвигаемых экологическими организациями Украины.

Однако, сговору атомных ведомств России и Украины по реализации сомнительного проекта помешали не аргументы экспертов и не протесты экологов, а весьма далёкие от вопросов экологии и ядерной безопасности события. Тем не менее, из-за отказа от достройки Хмельницкой АЭС бюджет России сэкономит 5-6 млрд. долларов. Россия не построит на территории Украины два реактора по устаревшему проекту прошлого века. Украина не получит два второсортных реактора, риски, связанные с авариями, и существенный рост госдолга. От расторжения ядерной сделки выиграли обе стороны.