Экологическое просвещение – что может быть важнее?

18850317785_034d0764b6_k[1] Credit: Benjamin Scott

Обсуждение началось с выступлений преподавателей ВУЗов:

Доцент кафедры конституционного и муниципального права Волгоградского университета Валентина Гузенко рассказала об особенностях экопросвещения среди студентов-юристов:

«Существует классическая обязательная учебная программа, но этого мало для тех, кто хочет стать высокопрофессиональным юристом. Поэтому с самого начала мы говорим студентам: семинары и лекции – это само собой. Однако, если вы хотите получить «красный диплом», то нужно проявить себя полнее.

Где найти дополнительные задания? Это несложно. К примеру, можно использовать то, что каждый год посвящен той или иной теме. 2015 – год почв, света и световых технологий. И, конечно, еще и год литературы. В соответствие с этим можно разработать дополнительные задания для студентов. Тут все зависит от вашей фантазии – каким образом вы сумеете выработать задачу, которая будет связана и с тематикой года и с обязательной программой обучения.

Большая подмога – это конкурсы. Нам очень помогает конкурс «Беллоны» «ЭкоЮрист», который позволяет студентам «выйти» на общероссийский уровень. Такого нам многие годы не хватало. В развитие этого общероссийского конкурса мы начали проводить и свой – «Эко-юрист ВолГУ»

Есть конкурсная программа национальной премии имени Вернадского.

Есть просто памятные даты – День рождения Гринпис или День моржа – которые тоже дают широкий простор фантазии. Наши студенты изучают эти темы, готовят презентации и потом выступают перед аудиторией. Учатся аргументировать, держать аудиторию.

Мы проводим конкурс «Думы юриста о природе», фотоконкурс «Окружающий мир моими глазами» и другие.

В конце года подводим ему своеобразный итог конференцией «Россия в меняющемся мире».

Не лгите себе, определяя цель проекта

«Возьмите идею и выводите ее на проект с четкой целью. Если у вас не получится, то объясните, почему не получилось! Может быть, у вас была другая цель? Может быть, целью был не «физический» результат, а пиар? Ведь это тоже может быть целью!» – считает Александра Авдонина из Воронежского филиала Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.

«Целью может быть изучение – как мы со студентами сейчас изучаем ситуацию с малыми ГЭС и уже понимаем, что это интересно и полезно.

Мы проводим бесплатные тренинги для НПО по ведению проектов, и эта практика помогает понять, как много важных мелочей нужно предусмотреть. Какой тщательной должна быть подготовка проекта, чтобы он получился.

Важнейшая тема – где брать ресурсы. Временные, финансовые, человеческие. Этому тоже надо учить. Равно как и тому, как найти союзников и помощников. К какому чиновнику пойти с данной конкретной темой, чтобы не попасть не в ту дверь. Как подать свой проект, чтобы нужный вам чиновник понял его значимость и заинтересовался. Как вовлечь администрацию или бизнес в проект так, чтобы они искренне захотели этого. Как соединить в своем проекте социальную, экологическую и экономическую значимость – ведь они неразрывны.

В наших городах очень нужны центры, где можно было бы не только получить разнообразную информацию, но и пройти практический курс проектирования – изучить все этапы разработки и выполнения проектов».

У нас нет проблем с экообразованием – есть проблема с экокультурой!

Эту неожиданную мысль высказал руководитель «Зеленой Лиги» Сергей Симак (Самара):

«Следует разделять две задачи:

– подготовку специалистов по проблемам окружающей среды

– формирование экологической культуры.

Специалистов у нас навалом, а с культурой очень плохо. Потому, что так поставлена задача учебного процесса.

Ты можешь знать назубок кучу уравнений, описывающих особенности гидрологии или переноса воздушных масс, знать, как протекают химические процессы на очистных сооружениях, но при этом остаться совершенно экологически бескультурным и поджечь лес или торфяник окурком.

Просто введением предмета «Экология» такую проблему решить сложно. Ведь человек учится не только словом, но и делом – когда он видит, что происходит вокруг. Учитель ведь тоже обычный человек, который может не иметь никакой экологической культуры. Ученик на уроке будет слушать верные слова, а потом увидит, что в школьном мусорном баке лежит ртутная лампа, что нет раздельного сбора, а во время школьных походов на природу не соблюдаются элементарные экологические правила.

Что же делать? Как сделать так, чтобы само время работало на нас – ведь ученик проводит в классе много часов каждый день!

Мы придумали проект «Экологические капельки». На каждом уроке, независимо чему он посвящен – математике, географии, химии – в конце учитель дает экологическую задачу, которая связана с тем, что класс сейчас изучал.

К примеру, задачу с бассейном и трубами, по которым втекает и вытекает вода, можно представить Байкалом или Ладогой и втекающими – вытекающими из них реками. Мы подготовили ряд таких задач в помощь учителям.

Что тут еще полезно? Учитель – это, наверное, самая трудно обучаемая категория, но во время таких уроков они тоже учатся. Учителя сообщают, что эти задачки заметно повышают интерес учеников к предмету, так как тут они видят живые примеры, не сухую теорию.

Вот так, все время, по чуть-чуть, кап-кап-кап, и это работает.

Культура, в данном случае экологическая, складывается из трех составляющих: знания, мотивация и деятельность. Без любой из них культуры нет. Нужно формировать все три.

«Капельки» формируют две первых. «Деятельность» формируется другим – это понятно и это отдельный разговор».

Как учиться, если ты уже окончил ВУЗ?

Не всегда можно найти место, чтобы общаться с единомышленниками или проводить семинары. Как можно решить эту проблему рассказала Александра Кольцова, представившая проект «Открытое пространство».

Это буквально пространство – помещения разного размера. Оно буквально открытое – любой гражданский активист может прийти поработать в библиотеке, зале или переговорной. Любой гражданский проект может провести в зале свое мероприятие.

Здесь проводятся долговременные «школы» длиною в год и единичные тематические мероприятия.

Массовое образование – штука сложная

Договориться с Министерством образования пытались многие экологические организации, желающие продвигать экопросвещение в школах, и мало у кого получилось. Поэтому приходится идти не «сверху», а «снизу», отталкиваясь от энтузиастов учителей.

Так поступает организация ЭКА, о которой рассказала Татьяна Честина, директор по развитию организации, руководитель направления «Эко-Защита»:

«У нас проводятся вебинары, участники которых могут набраться опыта у юристов «Беллоны» и Гринпис, у специалистов в разных областях. Платформу, на которой они проходят, могут использовать и другие НПО, если у них есть интересные идеи и предложения.

Мы создали объемную базу данных по школам России и стран СНГ, которые получают от нас различную информацию. Недавно сделали рассылку по 8 тысячам школ, где есть учителя, добровольно занявшиеся экопросвещением. Им очень нужна новая, интересная, полезная информация, и если у вас есть такие материалы, наша рассылка к вашим услугам.

Когда работаешь с большим количеством организаций и людей, очень важно быть «маркетологом». Необходимо все время думать, спрашивать коллег – кто хочет получать наш «продукт», в каком виде, как его исправить, улучшить дизайн и содержание.

Один из проектов, которые нам кажется удачным – экоурок «Хранители воды». Он из тех проектов, которые будучи сделаны хорошо, начинают распространяться сами собой. Цель проекта – создать сеть независимых общественных инспекторов, которые займутся мониторингом качества водных объектов, практическими мероприятиями по их спасению, воспитанием бережного отношения у местного населения к источникам пресной воды: рекам, озерам, родникам.

Очень важно также просто выходить на улицы. Не обязательно с протестами, но с информацией, которую надо донести до людей».

Ответное движение существует

Движение навстречу экологам идет из многих обычных российских школ. Экологические проекты одной из них – школы N667 Невского района Санкт-Петербурга – представила учитель Любовь Комарова.

«Школа совершенно обычная с сугубо практическим опытом проведения проектов. Как в большинстве школ тут все зависит от учителя и руководства школы.

Начало нашим проектам положил один из моих первых уроков, когда после завершающего звонка я увидела, что весь класс покрыт бумажным мусором. Со временем пришло понимание – надо работать с начальной школы. Сейчас в проектах заняты дети с 5 по 11 класс.

Один из главных проектов – мониторинг экологической ситуации на берегах нашей реки Оккервиль. Это проект «Чистые берега», который идет с 2013 года. Дети отбирают пробы снега, почвы и воды, и после этого их анализирует специальная лаборатория. Мы уже накопили длинный ряд наблюдений, а дети приобрели много полезного опыта и экологических знаний.

С этого года начали акцию по сбору батареек – пока своими силами. Собираем батарейки в пластиковую канистру при входе в школу. Поначалу дело шло вяло, но потом прочитали детям лекцию. Было видно по лицам, что они «испугались» в хорошем смысле этого слова, и на следующий же день 5-литровая банка была полна. Сейчас планируем установить специальный экобокс. Бутылка как-то не очень хорошо выглядит.

Мы собираем и сдаем в «Экомобиль» батарейки, люминесцентные лампы, картриджи – причем их приносят не только дети, но и учителя. То есть экологическая культура распространяется по всем направлениям.

Дети стали понимать истинные значения слов «чистый лес», «чистая вода». Понимать, как много зависит от человека, чтобы природа сохранилась и была безопасна для нас всех».

Игорь Ядрошников