Байкалу угрожают монгольские ГЭС

ingressimage_baikal-5.[1] Credit: yandex.photo

Конференция НПО предшествует открытию 39 сессии Комитета всемирного наследия, где в числе прочих российских проблемных объектов, будет обсуждаться ситуация с объектом «Озеро Байкал».

Российские, монгольские, международные экологические организации серьёзно обеспокоены планами Монголии построить несколько гидроэлектростанций вместе с системами перераспределения речного стока. Главное беспокойство вызывают проекты ГЭС Шурэн и плотины на реке Орхон для переброски стока реки в Гоби, а также плотин на реках Эгийн-гол, Тола и Дэлгэрмурен.

Эти проекты опасны не только для экосистемы крупнейшей реки Монголии и Бурятии – Селенги, но для участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» и его наиболее уязвимой части – Международного водно-болотного угодья «Дельта реки Селенга».

Изменение стока Селенги на территории Монголии может усугубить периодически возникающую ситуацию с маловодьем Байкала. Колебания уровня озера могут стать ещё менее предсказуемыми и опасными.

Серьезный ущерб может быть нанесен рыбным популяциям, нерестилищам. Вполне вероятны изменения температурного и ледового режима и распространение чужеродных видов. Кроме того, создание крупных водохранилищ может привести к изменению климата и сейсмичности в регионе.

В наибольшей стадии готовности находится разработанный в 90 -х годах и слегка обновлённый проект ГЭС на реке Эгийн-гол. В 2014 утверждено ТЭО и ОВОС.

Менее проработаны проекты ГЭС Шурэн на Селенге и Орхон-Гоби, предполагающий переброску воды из р.Орхон на горнопромышленные предприятия. Они ведутся в рамках проекта МИНИС на деньги займа Всемирного Банка.

Попытки встретиться с лицами, принимающими решения по данным проектам в Монголии, проваливались одна за другой. Мало того, попытка коалиции российских и монгольских НПО начать диалог с дирекцией МИНИС вызвала угрозы со стороны директора г-на Энхбаатара, а затем ведущий эксперт коалиции Евгений Симонов был депортирован из Монголии на 10 лет. Справедливо полагая, что в этом проекте структуры Всемирного банка нарушают его же собственный этический кодекс, российские и монгольские НПО обратились к его руководству с соответствующим обращением.

В результате давления общественности Всемирный банк был вынужден хотя бы обнародовать часть проектных документов. В декабре 2015 года в интернете выставлены «для общественного обсуждения» технические задания на проведение ОВОС для обеих плотин.

В России ситуация сложнее – общественных слушаний, насколько известно, не планируется. Более того, долгое время призывы подключить к обсуждению, к изучению проектов российских специалистов оставались без ответа. Хотя весной 2015 года на российско-монгольских переговорах удалось выработать несколько оптимистичных заявлений о сотрудничестве, реальных шагов по решению проблемы не заметно.

Позицию Монголии в этом вопросе прекрасно изложил руководитель Отдела реализации политики Министерства энергетики Монголии Ц. Баярбаатар, сообщивший журналистам, что нельзя позволять, чтобы вода просто текла в Россию.

Он заявил: «Стабильность Монголии в целом и систем водоснабжения в частности улучшится и станут независимыми от других стран, если мы превратить воду в энергию. Российская сторона утверждает, что у нас нет законного права строить ГЭС Шурэн и это повредит озеру Байкал, объекту наследия ЮНЕСКО. Как-то невежливо так обращаться с Монголией, пока ничего ещё не было построено».

Монголия имеет реальные альтернативы опасным проектам ГЭС на своих маловодных реках. К примеру, президент страны инициировал в 2014 году проект «Степной путь», предполагающий создание экспортного коридора из России в Китай, включающего создание высоковольтной ЛЭП. В монгольской части Гоби имеется огромный потенциал для солнечной и ветряной энергетики. Для решения проблемы так беспокоящих руководство страны пиковых нагрузок, можно использовать гидроаккумулирующие и некоторые другие типы электростанций, проекты которых также реально существуют.

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО уже дважды и безуспешно обращал внимание Монголии на необходимость соблюдения международного законодательства. В частности, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия требует, чтобы страны-участницы не предпринимали действий, которые могут негативно повлиять на объекты всемирного наследия на территории других стран.

В апреле 2015 года в Монголии побывала специальная мониторинговая миссия Международного союза охраны природы. Она подготовила отчёт для Комитета всемирного наследия, в котором, в частности говорится:

Монголия должна гарантировать, что ОВОС для проекта Эгийн-гол будет включать оценку потенциального воздействия на экологические процессы и биологическое разнообразие;

– должны быть пересмотрены требования, разработанные для ОВОС проектов Шурэн и Орхон-Гоби, с тем, чтобы была проведена оценка любого потенциального воздействия на экосистему Байкала;

– необходимо провести оценку потенциального совокупного воздействия всех трёх проектов на окружающую среду и объект природного наследия;

– отчёты должны быть представлены в Комитет всемирного наследия и до рассмотрения их комитетом и Международным союзом охраны природы Монголия не должна одобрять проекты ГЭС.

В адрес России обращено предложение представить в Комитет всемирного наследия обновленный доклад о состоянии объекта «Озеро Байкал».

Между тем, по имеющейся сейчас информации. Россия впервые не представила на сессию Комитета ни одного доклада ни по одному российскому объекту природного наследия.

Игорь Ядрошников