Трудности и возможности для низкоуглеродного развития в период экономического спада в РФ

climate[1] Credit: yandex.photo

Такое заявление он сделал в ходе Петербургского Международного Экономического Форума 2015.

Отметим, что конкретные программы реализации стратегии низкоуглеродного развития в РФ на федеральном уровне заметно «тормозятся», в том числе, из-за экономического спада в стране и сокращения бюджетных расходов. Одновременно с этим, происходит активизация региональных программ стимулирования сокращения выбросов парниковых газов.

Статистика изменения климата в РФ

По словам Донского, основанных на данных Росгидромета, начиная с середины 1970-х годов средняя температура приземного воздуха на территории РФ повышается со средней скоростью 0.43°С за десятилетие, что более чем в 2,5 раза превышает скорость глобального потепления.

«Особенно значительные изменения климата наблюдаются в Арктике, 2014 год стал восьмым по среднегодовой аномалии температуры воздуха в России в ряду наблюдений с 1936 г. (+1.28°С). В прошлом году было также отмечено 569 метеорологических опасных явлений – наибольшее количество за все годы наблюдений. Сильнейший паводок в Алтайском крае привел к почти миллиардному ущербу», – рассказал он.

По словам министра, российские исследования прямых и косвенных последствий изменения климата для экономики страны на период до 2030 года говорят об угрозе потерь в среднем в год до 1-2% ВВП. При этом, на отдельных территориях, этот показатель может быть существенно выше и достигать до 4-5%. Глава Минприроды признал, что соответствующие адаптационные мероприятия могут значительно сократить потери и создать условия для получения дополнительной экономической выгоды.

«Адаптация в первую очередь направлена на снижения рисков, связанных с негативными последствиями изменения климата», – заявил министр, отметив, что «в конечном счете действие негативных факторов во многом перекрывает достигнутый положительный эффект от последствий изменения климата. К положительному эффекту можно отнести, например, повышение продуктивности в сельском хозяйстве, сокращение продолжительности отопительного периода и т.д.».

Политика в области изменения климата и энергоэффективности в РФ

По данным главы Минприроды, в РФ на долю энергетики приходится более 80% выбросов парниковых газов в стране – поэтому меры по снижению выбросов, в первую очередь, будут реализовываться в секторах, связанных с потреблением топлива: значительным потенциалом в этом обладает промышленный сектор, а также транспорт, ЖКХ, государственные учреждения.

«Ключевое значение здесь имеет модернизация производства, диверсификация источников энергии – к примеру, увеличение доли природного газа в топливном балансе как самого экологически чистого ископаемого топлива, а также широкое применение новейших технологий», – заявил министр.

Одновременно с этим, ряд экспертов на другой сессии ПМЭФ-2015, посвященной вопросам энергосбережения, отмечали ряд сложностей с реализацией программы энергоэффективности в стране.

Так, глава наблюдательного совета фонда ЖКХ Сергей Степашин оценил объем ежегодных энергопотерь в стране в 400 млрд руб, посетовав на отсутствие инициатив и активности в области энергоэффективности со стороны региональных руководителей, недостаток экономических стимулов для инвестиций в энергосбережение, а также сложности с исполнением принятого законодательства (в том числе, федерального закона об энергосбережении, принятого в 2009 году, цель которого – повышение энергоэффективности на 40% к 2020 году, скорее всего не будет выполнена, в то время как ряд более конкретных мер, например, установки счетчиков потребления воды и тепла в квартирах – также оказывается не реализованным).

Прочие эксперты в области энергоэффективности, также отмечали необходимость реализации программы энергосбережения в области теплоснабжения. Так, по словам Александра Чуваева из Fortum Corporation, потери в теплосетях составляют около 60%, в то время как региональные власти зачастую сопротивляются реформе ввиду личных коммерческих связей с местными операторами сетей.

Отметим, что одновременно с ПМЭФ, 19 июня в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ также обсуждали пути реформирования теплоснабжения в стране.

«Последние два года активно идут дискуссии по поводу трансформации отрасли и перехода на новую модель, подразумевающую другие принципы тарифообразования и регулирования. У нас есть ряд решений, принятых на уровне правительства, определяющие переход на модель «альтернативной котельной», но они имеют большой диапазон решений, поэтому без их глубокого обсуждения невозможно выстроить правильную логику движения», – заявил на мероприятии представитель департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталий Ковальчук.

Начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади обозначила основные проблемы отрасли, среди которых – технологическое отставание и значительный физический износ оборудования системы централизованного теплоснабжения, непривлекательность сферы для инвесторов, сложности платежной дисциплины потребителей и др.

«У сферы теплоснабжения есть два пути развития: первый – это текущие правила, то есть траектория развития, заданная на уровне утвержденных и детализированных правил, обязательных к исполнению, второй путь – это реформа, а именно План мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», – заявил эксперт.

По словам Парвиза Абдушукурова, вице-президента ОАО «Фортум», В настоящее время недовольны все участники рынка – поставщик, потребитель и власть. Поставщики – недостаточностью тарифного регулирования, потребители – качеством услуг, а власть – тем, куда движется отрасль.

«Мы предлагаем создать среду, стимулирующую приток частных инвестиций в отрасль, регулирование там должно происходить путем установления предельного уровня цены на тепло по единым прозрачным правилам. Также необходимо назначить единого ответственного, а при обнаруженных нарушениях выплачивать потребителю компенсацию», – заявил эксперт, подчеркнув важность стимулирования прихода инвестиций в отрасль.

Представители Минстроя на мероприятии предложили создать пилотные регионы и пилотные системы централизованного теплоснабжения, на которых будет применяться новая система, и уже по их результатам можно будет откорректировать последствия, внести изменения в нормативную базу.

Одновременно с этим, на мероприятии по энергосбережению на ПМЭФ заместитель главы Минэнерго Антон Инюцын объявил, что Минэнерго будет дальше предлагать поддерживать программы субсидирования конкретных проектов по энергоэффективности «с хорошими параметрами», приносящие реальные осязаемые результаты, в размере 3-5 млрд рублей в год.

В качестве примера подобного проекта замминистра рассказал о повышении освещенности на 10% в городе Москве (в том числе за счет использования светодиодов и на фоне снижения их стоимости), без сопутствующего увеличения энергопотребления. Напомним, что в конце минувшего года, ввиду снижения бюджетных расходов из-за сложной макроэкономической ситуации в стране, была отменена господдержка программ энергоэффективности в регионах, ранее составлявшая порядка 5-7 млрд руб в год.

Углеродное регулирование в РФ

В рамках ПЭМФ-2015 глава Минприроды Сергей Донской также перечислил основные законодательные акты, регулирующие климатическую политику в стране. Среди них – Климатическая доктрина, принятая в 2009 году и план правительства по обеспечению 25%-го сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году от уровня 1990 года, принятый в 2014 году.

По словам министра, планируется реализовать комплекс мер по инвентаризации выбросов на уровне предприятий и регионов, установлению показателей сокращения выбросов по различным секторам экономики и разработке рыночных механизмов, стимулирующих сокращение выбросов.

«Уже в этом году утверждены методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, заканчивается подготовка методических рекомендаций для предприятий», – заявил Сергей Донской.

Отметим, однако, что в конце прошлого года государственное субсидирование проектов в области энергоэффективности и в области реализации плана по снижению выбросов парниковых газов к 2020 году на 25% от уровня 1990 года было отменено. В последствии, уже в начале 2015 года, был скорректирован и сам план – сроки мероприятий (в том числе, введения углеродной отчетности и утверждения целевых показателей выбросов по секторам экономики) были сдвинуты как минимум на год.

Несколько недель назад ряд министерств и ведомств предложили новые форматы поддержки проектов низкоуглеродного развития без государственных денег – в том числе, проектное финансирование по примеру формата проектов совместного осуществления Киотского протокола (приоритет будет отдан проектам сокращения выбросов метана (прежде всего в составе попутного нефтяного газа), утилизации шахтного метана и переработки твердых бытовых и сельскохозяйственных отходов, включение проектов низкоуглеродного развития в программы инновационного развития компаний с госучастием, включение показателей сокращения объема выбросов в систему показателей наилучших доступных технологий, а также использование средств Арктического совета для финансирования проектов по снижению выбросов.

Примечательно, что в рамках климатического мероприятия на ПМЭФ советник президента РФ по климату Александр Бедрицкий, рассказывая о российской и международной климатической политике, пожаловался на то, что Глобальный экологический фонд «тормозит финансирование проектов, реализация которых была уже удобрена – в том числе, в Арктике и республике Татарстан».

Климатическая политика в регионах

Также выступая на климатической сессии в рамках ПЭМФ, директор по природоохранной политике WWF Россия предложил усилить региональный подход к климатической политике. В частности, предложение эксперта заключалось в том, чтобы ряд наиболее «климатически продвинутых» городов, в которых практически нет угольной генерации (Москва, Казань, Архангельск), могли бы уже ввести местный налог на углерод.

Отметим, что в середине июня в Москве в центре инновационного развития Москвы прошел круглый стол «Инструменты климатической политики – новые стимулы перехода г. Москвы на путь инновационного низкоуглеродного развития». Среди участников были представители совместной рабочей группы Минэкономразвития России – «Деловая Россия» по проблемам регулирования выбросов парниковых газов, ведущие российские специалисты – разработчики проектов нормативно-правовых, аналитических документов климатической политики России, эксперты по проблемам учета выбросов парниковых газов, представители московской администрации.

По результатам мероприятия был представлен ряд рекомендаций в качестве новых стимулов перехода Москвы на путь низкоуглеродного развития, в том числе:

– Разрабатывать и осуществлять опережающие проекты и программы регулирования выбросов парниковых газов с целью выполнения задачи по ограничению выбросов парниковых газов до уровня 75% от уровня 1990 года и полного отражения интересов пилотных регионов при формировании общероссийской концепции и системы регулирования выбросов парниковых газов;

– В соответствии с решением Межрегионального совещания представителей субъектов федерации по вопросам о сокращении выбросов парниковых газов, координировать деятельность по обмену информацией в области разработки нормативного и методического обеспечения, а также реализации региональных инициатив в области сокращения выбросов парниковых газов через секретариат совместной рабочей группы Минэкономразвития России – «Деловая Россия»;

– Во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, деловым и экспертным сообществом разработать предварительную концепцию внедрения экономических инструментов климатической политики в г. Москве;

– Сосредоточить усилия на системном формировании институциональной среды экономически мотивированного сокращения выбросов парниковых газов в г. Москве;

– В качестве ключевого элемента нормативно-правовой и экономической среды формировать институты целенаправленного сокращения выбросов парниковых газов и источники частного и государственного, добровольного и обязательного спроса на целенаправленные сокращения выбросов парниковых газов;

– При разработке и внедрении экономических инструментов климатической политики учитывать экономические, стоимостные и экологические характеристики конкретных инновационных решений в виде объема и стоимости потенциальных сокращений выбросов парниковых газов в СО2-экв (предельные издержки конкретных технологических решений), с одной стороны, и стимулирующее воздействие инструментов стоимости выбросов парниковых газов, с другой.

Отметим, вчера Минэкономразвития России при поддержке Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия» и Международной ассоциации содействия обеспечению безопасности труда «Эталон» также объявил конкурс на лучшую организацию работ по снижению парниковых газов среди организаций и объединений любых правовых форм и видов экономической деятельности, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Инициативу поддержал и Санкт-Петербург – Комитет по природопользованию проводит информационную кампанию в регионе, так как на основании данных об участии организаций в конкурсе будет определяться рейтинг муниципальных образований и субъектов РФ. По словам представителей комитета, главным мотивирующим фактором для потенциальных участников могут стать высокие шансы на участие в госпрограммах поддержки энергоэффективных проектов, что создает репутационный выигрыш при позиционировании на рынке ОЭСР и ВТО.

Ангелина Давыдова