News

Отставание в графике утилизации ПТБ «Лепсе» ликвидируется

shipyard Nerpa

Опубликовано: 23/06/2015

Автор: Анна Киреева

МУРМАНСК─Задержки в ходе утилизации судна были связаны с занятостью стапель плиты судоремонтного завода «Нерпа» первой советской АПЛ «Ленинский Комсомол» и подготовкой инфраструктуры. Планируется, что выгрузка топлива из хранилища судна пройдет в 2017 году.

Сегодня на территории ФГУП «Атомфлот» состоялось заседание рабочей группы Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области. Среди ряда вопросов, участники рабочей группы уделили особое внимание реализации проекта по утилизации плавтехбазы (птб) «Лепсе».

Напомним, что в 2012 птб «Лепсе» была отбуксирована на акваторию СРЗ «Нерпа». После перевода судна на судоремонтный завод произошла задержка в ходе реализации проекта, поскольку стапель плита была занята первой советской атомной субмариной «Ленинский Комсомол».

bodytextimage_Lepse-3.[1] Credit: Из презентации ФГУП Атомфлот

По словам начальника управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот» Олега Халиммулина, место стоянки «Лепсе» на стапель плите обособлено, отгорожено. Работы же по АПЛ практически завершены и большая часть металла уже вывезена.
«Лепсе» имеет отдельную зону «контролируемого доступа», отдельный периметр физической защиты. Уверен, что нахождение АПЛ никак не влияет на ход работ», — отметил Халиммулин.

В 2014 году судно было переведено в док и затем судопоездом было переведено на твердое основание. С тех пор этот объект не имеет класс «судно». Сейчас это просто ядерно и радиационно опасный объект.

До его постановки на стапель СРЗ «Нерпа» провела работы по демонтажу части надстройки.

bodytextimage_Lepse1-2.[1] Credit: Из презентации ФГУП Атомфлот

«Сейчас выполнены работы по монтажу днищевых и бортовых секций кормовой и носовой блок-упаковки, установлена торцевая секция кормовой блок-упаковки, ведутся работы по разделению корпуса судна. Часть корпуса уже разрезана, кормовая часть уже практически переведена в металлолом, сейчас производятся работы по дальнейшему разделению в машинно-котельном отделении», — рассказал специалист Атомфлота.
Реализация проекта

В мае месяце были закончены изыскательские работы, необходимые для возведения укрытия. Предполагается, что в октябре будет сформирована кормовая блок-упаковка. Она должна быть готова к транспортировке в пункт долговременного хранения Сайда.

«По носовой блок-упаковке еще необходимо произвести большой объем работ. Предполагается монтаж защитного укрытия. Одновременно будут производиться работы по демонтажу оборудования в помещениях холодильников, чтобы носовую блок-упаковку тоже можно было «закрыть»», — рассказал он.

Как известно, выбран вариант выгрузки ОЯТ, при котором каналы будут целиком вырезаться без выгрузки ОТВС. Каналы будут размещаться в транспортные упаковочные комплекты и транспортироваться на территорию ФГУП Атомфлот посредством птб Серебрянка. Там они будут загружены в эшелоны и отправлены на переработку на Маяк.

Выгрузка ОЯТ с судна будет проводиться в защитном укрытии. Уже прошли конкурсные процедуры и уже известен исполнитель работ по производству оборудования, необходимого для выгрузки топлива. Формирование носовой блок-упаковки и защитного укрытия для выгрузки топлива планируется завершить в 2017 году.

Отвечая на вопрос Беллоны, Халиммулин сообщил, что на настоящий момент разработан регламент выгрузки ОЯТ из хранилища птб, но он не будет доступен общественности в полном объеме, поскольку там есть информация ограниченного распространения.

Возникающие проблемы оперативно решаются

Есть и определенные проблемы: на данный момент от ФНБА Нерпой было получено санэпидзаключение на выполнение работ только в кормовой части судна. Носовую часть судна приводят сейчас в соответствие уровней излучения с контрольными уровнями.

bodytextimage_Lepse2[1] Credit: Atomflot

Получилась такая ситуация, что по периметру зоны «контролируемого доступа» с одной стороны, рядом с дорогой, используемой Нерпой для внутренних нужд, контрольные уровни радиации превышали контрольные уровни для персонала группы «Б».
Персонал группы «Б» в процессе своей работы может находиться в зоне повышенного излучения, но непосредственно с источниками излучения не работает. Для них установлены пределы доз вчетверо ниже, чем для группы «А».

Персонал группы «А» – это персонал, который работает непосредственно с источниками излучения. Он проходит специальную медкомиссию. Для него установлены пределы доз: среднегодовая – 20 миллизивертов, предельная – 50 миллизивертов.

«Непосредственно на работах по утилизации Лепсе у нас допущен только персонал группы «А». Персонал, который будет участвовать в выгрузке ОЯТ из хранилища Лепсе, пройдет обязательно дополнительное обучение, — пояснил Халиммулин.

В решении этой проблемы была задействована «Аспект Конверсия» — генеральный проектант проекта утилизации. Было проведено дополнительно гамма-визорное обследование для определения мест «прострелов» и расчета дополнительной биологической защиты.
На данный момент СРЗ «Нерпа» заканчивает монтаж этой биологической защиты и планирует подать документы на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, положительное заключение которой позволит в полной мере приступить к выполнению работ в носовой части судна.

Выгруженное из «Лепсе» топливо будет отправлено на переработку на Маяк. Там уже разработана технология переработки и создана инфраструктура. «Не готов ответить по поводу разрешительных документов, но технология и оборудование для переработки есть», — рассказал эксперт Атомфлота.

Он также отметил, что удовлетворен ходом реализации проекта.

В течение 2013-2014 гг. у нас были отставания, которые вызывали опасения. Сейчас по основным позициям, но, конечно, не по всем, мы фактически догнали тот график, который был составлен изначально при подписании контракта. Я рассчитываю, что проект должен завершиться в указанные сроки», — отметил он.