News

Конференция Сторон трех химических конвенций: итоги

Horia Varlan

Опубликовано: 01/06/2015

Автор: Евгения Власова

В мае в Женеве прошла совместная Конференция сторон Базельской, Роттердамской, и Стокгольмской конвенций ООН. На протяжении двух недель в заседаниях приняло участие около полутора тысяч делегатов из 167 стран. Мероприятия прошли под девизом «От науки к действиям – для более безопасного будущего».

В план работы Конференции было включено принятие многих экологически значимых решений, некоторые из которых в итоге были заблокированы. При этом, как отмечают представители экологических неправительственных организаций, многие из принятых на Конференции решений не соответствуют изначально представленным к обсуждению рекомендациям, что уменьшает их природоохранную составляющую.

Сторонами Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением было принято семь технических руководств по обращению с различными типами отходов, такими как ртуть и ее соединения, стойкие органические загрязнители (СОЗ) в целом, полихлорированные бифенилы (ПХБ), а также ряд других опасных веществ.

Наибольшее беспокойство вызывают принятые пороговые уровни для удаления отходов, обозначенные в руководстве по стойким органическим загрязнителям. Так, предельные показатели содержания в отходах бромированных антипиренов ГБЦД, пентаБДЭ и октаБДЭ, активно применяющихся производстве строительной изоляции, обивочных материалов и электроники, теперь составляют 1000 частей на миллион. По мнению Международной сети по ликвидации СОЗ (IPEN), такие концентрации являются «опасными» и значительно превышающими допустимую концентрацию для ПХБ и других перечисленных в соглашении веществ, которая составляет до 50 частей на миллион.

Ранее экологами предлагалось ужесточить и эти нормы. Теперь же принятые стандарты позволят перерабатывать в новые товары практически все отходы, содержащие опасные химические вещества. И это притом, что главной задачей Базельской конвенции является защита здоровья людей и окружающей среды от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов.
Опасные химические вещества по-прежнему будут использоваться в высоких концентрациях в новых товарах, в том числе и в товарах для детей, пищевых упаковках, наполнителях и покрытиях для мебели и пр., несмотря на прямой запрет их использования. Товары потребления, сделанные из переработанных материалов, содержащих пентаБДЭ, октаБДЭ и ГБЦД, будут поступать на рынки ЕС, а затем в развивающиеся страны. В этой связи экологическая ситуация в развивающихся странах значительно ухудшится, так как возможности обращения с загрязненными отходами у более бедных государств весьма ограничены.

Серьезным успехом заседания сторон Базельской конвенции стало принятие технических руководящих указаний по электронным отходам, в том числе по их трансграничному перемещению, и по бывшим в употреблении электронным и электротехническим продуктам на «временной основе». Данные указания предназначены для облегчения идентификации электронных отходов и использованного оборудования при перемещении их между различными государствами. Это позволит с одной стороны контролировать незаконный оборот таких продуктов, а с другой поддержать утилизацию, ремонт и вторичное использование неопасных электронных компонентов и оборудования.

Стороны Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ) также приняли несколько важных решений:

— В перечень запрещенных веществ (Приложение A) будут включены полихлорированные нафталины (ПХН), но, по предложению России, с исключением для некоторых ПХН, которые используются в качестве промежуточных веществ. Это исключение и исключение для высокоопасных полифторированных веществ вызывают озабоченность у экологов.

ПХН воздействуют на эндокринную систему людей и животных с возможностью долгосрочных последствий для будущих поколений.

— В перечень запрещенных веществ (Приложение A) будет включен растворитель гексахлорбутадиен (ГХБД), который применяется в основном в производстве резины. Комитетом по рассмотрению СОЗ было рекомендовано включить ГХБД также и в Приложение C, в котором рассматриваются непреднамеренные источники. Производство ГХБД прекращено, поэтому, и по мнению неправительственных организаций, его включение в Приложение C имело бы критически важное значение для контроля выбросов. Однако это выполнено не было.

ГХБД высокотоксичен для рыбы и других водных организмов. У животных ГХБД вызывает рак и поражение почек. У людей, занятых на производстве с ГХБД, наблюдается повреждение хромосом.

— В перечень запрещенных веществ (Приложение A) будут включены биоцид и пестицид пентахлорфенол (ПХФ), а также его соли и эфиры. Это решение несколько раз блокировалось Индией, однако по предложению Швейцарии впервые было проведено голосование по этому вопросу, после чего решение было принято.

ПХФ оказывает вредное воздействие на многие системы организма, в том числа на нервную систему у детей, подавляет иммунитет и повышает риск развития лимфомы, вызывает расстройства памяти и снижение обучаемости, бесплодие у женщин, нарушения в метаболизме гормонов щитовидной железы.

В рамках заседания сторон Роттердамской конвенции об определении опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле между сторонами была достигнута договоренность о включении пестицида метамидофоса в перечень веществ (Приложение III), для которых требуется процедура предварительного обоснованного согласия (ПОС) для определенных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле.

Однако многих важных решений сторонам Конвенции не удалось достичь и в этот раз. К ним относится включение в Приложение III таких веществ, как инсектициды трихлорфон и фентион, а также хризотиловый асбест и определенные составы на основе параквата. В результате некоторые НПО выразили свою озабоченность в связи с явным влиянием промышленных кругов на стороны конвенции, в частности, по таким веществам, как асбест и пестициды.

Межведомственная российская делегация на совместной конференции включила в свой состав представителей Минприроды, Минстроя, Минздрава, Минэкономразвития, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Росприроднадзора и ряда профильных научных учреждений. Представители Минприроды прокомментировали итоги прошедшего мероприятия отметив, что положения, содержащиеся в итоговых документах Конференции Сторон, будут учтены в ходе реализации экологической политики в России.