News

В Заполярье, наконец, приступили к разделке ядерно-опасного судна «Лепсе»

ПТБ «Лепсе» на площадке СРЗ «Нерпа».
GTRK Murman

Опубликовано: 18/05/2015

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Мария Каминская

На судоремонтном заводе «Нерпа» к северу от Мурманска осуществляют разделку одного из самых ядерно- и радиоактивно-опасных объектов Северо-Запада России – плавучей технической базы (ПТБ) «Лепсе». Разрезка судна на части – необходимый этап перед выполнением главной задачи: устранения огромной радиоактивной угрозы, заключенной в хранилищах судна.

Необходимость срочной утилизации судна – бывшего плавучего хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО) стала очевидной более двадцати лет назад, но работы по проекту, по причине нехватки средств и из-за других препятствий, неоднократно откладывались.

Lepse-2. На судоремонтном заводе «Нерпа» приступили к разрезке на части плавучей технической базы «Лепсе». Credit: Судоремонтный завод «Нерпа»

Выполненные на сегодняшний день работы – срезание кормы судна – представляют собой большой шаг на пути к обеспечению безопасности наиболее радиоактивно загрязненных участков «Лепсе». В одном из отсеков судна в пеналах – специальных каналах для хранения – находятся 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть которых повреждена или разрушена. Для их безопасного извлечения еще потребуется разработать специальные технологические решения.

Если все пойдет по графику, срезанная кормовая часть судна теперь отправится на утилизацию. Более технологически сложная работа по разделке и утилизации четырех остающихся частей бывшей ПТБ должна, по плану, начаться осенью этого года.

На сегодняшний день, как было заявлено в Мурманске на совместном семинаре, проведенном в конце апреля «Беллоной» и Госкорпорацией по атомной энергии «Росатом», продолжаются работы по сооружению здания-укрытия над остающимися отсеками судна.

Согласно концепции утилизации «Лепсе», ПТБ будет разделана на пять частей; работы будут проводить поэтапно, двигаясь от кормы к носовой части судна. Отработавшее ядерное топливо хранится во втором и четвертом отсеках судна.

По словам председателя Экологического правозащитного центра «Беллона» Александра Никитина, следующий, второй, отсек судна после срезания будет обработан и отправлен в губу Сайда, где строится «Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения радиоактивных отходов» мощностью 100 тыс. м3 твердых РАО.

Lepse1-1. ПТБ «Лепсе» после срезания кормы судна. Credit: Судоремонтный завод «Нерпа»

Третья часть – средний отсек судна – не содержит ядерных отходов и будет разделана на металлолом, сообщил Никитин.

Однако четвертый отсек потребует наиболее серьезных усилий, в частности – возведения на стапеле «Нерпы» здания-укрытия для защиты персонала от радиации. Внутри этого укрытия будет смонтировано необходимое оборудование для проведения работ по выгрузке хранящегося в этой части судна отработавшего топлива.

По словам Никитина, поскольку находящееся в хранилищах «Лепсе» ОЯТ было изначально выгружено из реакторов атомных ледоколов – частью, из уже выведенного из эксплуатации атомного ледокола «Ленин» – разработка плана и технологических решений по извлечению ОЯТ находится в ведении предприятия «Атомфлот», которое в структуре Росатома отвечает за эксплуатацию и технологическое обслуживание атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. Полностью проект, как было указано в ходе семинара в Мурманске, должен завершиться в 2017 году.

lepse2 Схема ПТБ «Лепсе», слева направо: носовая часть; четвертый, самый радиоактивно загрязненный отсек «Лепсе»; средний отсек; второй отсек, который отправится в губу Сайда; корма. Credit: Судоремонтный завод «Нерпа»

Из 639 хранящихся на борту «Лепсе» ОТВС 313, как предполагается, можно будет извлечь из пеналов, 19 поврежденных ОТВС находятся в кессонах, расположенных на периферии хранилища, а остальное – неизвлекаемые сборки, которые предстоит вырезать вместе с пеналами.

Для процесса выгрузки ОЯТ из проблематичного четвертого отсека, по словам Никитина, понадобится разрабатывать индивидуальные решения в каждом конкретном случае.

«Неповрежденное топливо можно будет выгрузить стандартными методами», – сказал Никитин. – «Но ОТВС, которые подверглись повреждениям в ходе выгрузки [из реакторов ледоколов], потребуют специализированного подхода».

Часть сборок, загруженных в хранилище «Лепсе», была деформирована в результате аварий с утечкой теплоносителя, произошедших на реакторах ледокола «Ленин» в 1965 и 1967 годах. Для того чтобы загрузить эти сборки в пеналы хранилища, применили огромные физические усилия; в отдельных случаях ОТВС были попросту забиты в пеналы кувалдой. Теперь выгрузка этих сборок обычными методами не представляется возможной.

«От того, смогут или нет инженеры вовремя разработать специальную робототехнику для извлечения этого топлива, зависит, не придется ли сдвинуть сроки окончания [проекта утилизации «Лепсе»], – сказал Никитин. «Это очень деликатная работа с высокими рисками облучения, которую никогда и нигде не пытались проделать раньше».

Все другие работы по утилизации судна на данный момент идут по графику, сказал Никитин. После окончания процесса выгрузки ОЯТ отработавшие сборки отправят на переработку на Производственное объединение «Маяк».

Долгая история «Лепсе»

«Лепсе», построенное в 1934 году как сухогруз, было в 1961 году переоборудовано в судно атомного технологического обслуживания и использовалось для перезарядки реакторов атомных ледоколов, до 1981 года, а также для хранения ОЯТ и радиоактивных отходов. В 1988 году «Лепсе» было выведено из эксплуатации и в 1990-м – переведено в категорию «судно в отстое». Постоянное место швартовки «Лепсе» получило у одного из причалов «Атомфлота».

lespe tow2012 «Лепсе» во время транспортировки от причала «Атомфлота» на судоремонтный завод «Нерпа», сентябрь 2012 года. Credit: Bellona

 

В ожидании утилизации, с грузом аварийного ОЯТ и радиоактивных отходов на борту, радиационная угроза под названием «Лепсе» в течение более двух десятков лет оставалась на плаву всего лишь в 20 километрах от центра Мурманска – города с населением в 300 тыс. жителей.

В 1994 году проблема «Лепсе» привлекла внимание «Беллоны», и начиная со второй половины 1990-х годов международное экологическое объединение старалось привлечь к проекту экспертные усилия и финансовое содействие европейского сообщества, с тем чтобы отбуксировать бывшую ПТБ из мурманской гавани и начать безопасную утилизацию судна.

В сентябре 2012 года «Лепсе», наконец, отправилась в последний рейс от причала «Атомфлота», чтобы встать в док судоремонтного завода «Нерпа».

Впрочем, разделка была отложена еще на два года, пока Министерство обороны и Росатом обсуждали проблему освобождения для бывшей ПТБ места на стапель-плите, где на тот момент в ожидании решения о своей дальнейшей судьбе находилась первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский Комсомол». Работы затягивались и из-за других проволочек.

Вопрос об АПЛ К-3 был, в конце концов, улажен в минувшем октябре, и «Лепсе» со всеми предосторожностями перевели на сушу для дальнейшей разделки.

Что касается АПЛ «Ленинский комсомол», то сейчас судно проходит конвертовку: уже разрезанная на три части подлодка будет собрана заново для переоборудования в музей.