News

Статистика обещает новый «Чернобыль» в ближайшие десятилетия

 ingress_image
Вид из гостиницы «Полесье». Припять, 2012.
ingress_image Вид из гостиницы «Полесье». Припять, 2012.
Matt Shalvatis

Опубликовано: 27/04/2015

Автор: Игорь Ядрошников

Математический анализ атомно-радиационных аварий и катастроф за 1946-2014 года выявил несколько важных закономерностей и позволил сделать неутешительный прогноз. С вероятностью 50% в ближайшие 27 лет произойдет авария масштаба «Чернобыля». В ближайшие 10 лет стоит ожидать аварию масштаба инцидента на АЭС «Три Майл Айленд».

Спенсер Уитли и Дидье Сорнетт из Швейцарского государственного института технологии (Swiss Federal Institute of Technology) и Бенджамин Совакул из Орхусского университета в Дании (Aarhus University) опубликовали доклад, в котором выявили следующую закономерность: не смотря на то, что общее число аварий в атомной отрасли снижается, крупные катастрофы неизбежны, поскольку они происходят в результате совпадения непредвиденных факторов. Такие выбивающиеся из общего ряда события получили название «короли драконов».

Тревожный вывод ученых таков – с вероятностью 50% в ближайшие 27 лет произойдет авария масштаба «Чернобыля». В ближайшие 10 лет стоит ожидать аварию масштаба инцидента на АЭС «Три Майл Айленд» (США).

Авторы доклада показывают, что тяжелые аварии в Чернобыле и Фукусиме стали результатом неспособности ученых и энергетиков понять, что в ядерной отрасли нет мелочей. В ней даже самые незначительные на первый взгляд проблемы, накапливаясь и умножая силу своего воздействия, неожиданно приводят к катастрофам планетарного масштаба.

Так как многие страны намерены эксплуатировать АЭС еще долгие годы, жизненно необходимо понять природу рисков в атомной отрасли. Новый доклад, как надеются его авторы, станет очередным шагом к достижению этой цели.

Атомную отрасль давно критикуют за слишком самоуверенное отношение к рискованным проектам и технологиям. Однако до настоящего времени не было по-настоящему независимых анализов, на которые могли бы опереться ее оппоненты. Теперь, когда швейцарским и датским ученым удалось набрать максимально полную базу ядерных инцидентов (174 инцидента за последние 68 лет), такие анализы стали возможными.

При анализе аварий использовалась следующая методика.

Принимались во внимание происшествия, которые привели к гибели одного или более человек или нанесли ущерб имуществу минимум в $ 50 000. Каждое из них оценивалось в долларах США по курсу 2013 года.

Рассматривались инциденты при добыче, транспортировке и обогащении ядерного топлива и т.д.

Информация собиралась из докладов и научных работ, пресс-релизов, проектов, документов, газетных статей.

Затем исследователи рассчитали стоимость каждой аварии, исходя из нанесенного ущерба: уничтожения имущества, стоимости реагирования на чрезвычайные ситуации, ликвидационных работ, эвакуации, наложения штрафов, страховых выплат и т.д. Когда инцидент приводил к гибели человека, добавлялось еще $6 млн к рассчитанной стоимости.

Авторы признают несовершенство своего метода, но, по их убеждению, его преимущество в том, что можно точнее оценивать аварии в денежном эквиваленте.

В пятерку наиболее крупных аварий вошли: «Чернобыль», «Фукусима», пожар на японской АЭС «Цуруга» в декабре 1995 года, пожар на американском предприятии по наработке оружейного плутония «Рокки Флэтс» в сентябре 1957 года, авария на британском ядерном комплексе «Селлафилд» в марте 1955 года.

Кропотливая работа по сбору информации о ядерных инцидентах и ее анализ позволили авторам сделать дополнительный вывод о том, что применяемая МАГАТЭ Международная шкала ядерных событий чрезмерно обобщает разительно отличающиеся происшествия в ядерной сфере. По их убеждению необходимо расширить шкалу оценки. Тогда, к примеру, «Фукусима» получит более адекватную оценку на уровне 10 или 11 баллов. Напомним, что сегодня наивысшая оценка в Международной шкале ядерных событий – 7.

Выводы швейцарско-датской команды ученых крайне неприятны для атомщиков и их лоббистов в правительствах. Эти выводы будут стараться опровергнуть или хотя бы объявить некорректными. Авторы исследования готовы к этому и обращают внимание на то, что лучшей реакцией на их работу будет не открытие диспута, а тщательное изучение их работы с тем, чтобы принять все возможные меры для предотвращения или сокращения масштаба очередной ядерной аварии.