К российско-норвежскому сотрудничеству по безопасности на море присоединяются Исландия и Гренландия

exercise3

Одним из самых свежих примеров – проект SEBS. На русский язык это название можно перевести как «Поиск и спасение в восточной части Баренцева моря». С российской стороны его оператором является ассоциация подрядчиков арктических проектов «Мурманшельф». Совместно с норвежскими коллегами её специалисты по сути должны дать ответ на один вопрос – что делать когда возникнет конкретная чрезвычайная ситуация?

– Не важно, будет это столкновение судов у побережья Баренцева моря, или разлив нефти во время добычи на шельфе, но мы должны четко знать, кто и какие действия будет предпринимать в обеих странах. Какие конкретно организации займутся ликвидацией, какие им будут помогать и так далее. То есть мы занимаемся отработкой практических навыков, – поясняет генеральный директор ассоциации  «Мурманшельф» Ольга Буч.

В последние годы в Арктике активизировалось судоходство и работы по разведке и добыче полезных ископаемых, и, если из-за этого будут происходить разливы нефтепродуктов или другие серьезные катастрофы, то северным странам волей-неволей придется помогать друг другу в их ликвидации, спасении попавших в беду и тому подобном.

– Развитие нефтегазовой отрасли, растущая интенсивность загрузки  Северного морского пути и круизных линий создаёт определенные риски мореплавания в Арктике. Мы наблюдаем рост активности судоходства и около Гренландии, и в норвежской части Баренцева моря. Там хоть и нет льда, но ситуация не менее сложная. Кроме того, у России большие планы по освоению месторождений нефти в своей части Арктики, – отмечает Одд Ярл Борх, профессор университета норвежского города Нурланд и менеджер ещё одного международного проекта «MARPART».

Финансированием этого проекта занимается норвежская сторона. Министерство иностранных дел, администрация провинции Нурланд и университет Нурланда выделяют более 11 миллионов крон. По сегодняшнему курсу это примерно 88 миллионов рублей.

Вдвоем хорошо, а вчетвером лучше

Проект MARPART впервые собрал вместе организации из России, Норвегии, Исландии и датской Гренландии. Островитяне представлены своими главными и единственными Университетами. Как выяснилось, они тоже обеспокоены освоением Арктики и хотят вместе найти способы смягчения последствий. Ведь участники этого проекта сначала изучают всевозможную информацию, а потом дают оценку общих рисков и проблем, которые могут из-за них появиться при ликвидации ЧС.

С норвежской стороны подключились Центр развития бизнеса северной Норвегии, Высшая школа бизнеса города Будё, университеты Нурланда и Тромсё, Колледж министерства обороны и Высшая полицейская школа. А с нашей стороны участниками стали Северный Арктический Федеральный университет в Архангельске и Мурманский государственный технический университет.

– Мы считаем, что сейчас недостаточно четко работает система взаимодействия служб, задействованных в поиске и спасении потерпевших бедствие и в ликвидации аварийных ситуаций. Например, у нас есть специалисты, которые способны ликвидировать разливы в прибрежных водах, но смогут ли они так же успешно работать далеко в море и у арктических льдов, пока не понятно. Так как, к счастью, с подобным они ещё не сталкивались, – отмечает координатор проекта от МГТУ Наталья Аникеева.

Опытом надо делиться

А вот у иностранных специалистов подобный опыт есть. Например, одна из последних удачных спасательных операций была проведена на платформе Scarabeo в сентябре 2012 года, когда во время чрезвычайной ситуации на борту находилось 140 человек и их спасли.

– Правительство Норвегии нацелено на организацию более развитой инфраструктуры по спасанию в Арктике, на приобретение и ввод в эксплуатацию новых вертолетов и судов береговой охраны. Задача, которая ставится перед норвежскими спасателями, состоит в возможности эвакуации одним вертолетом как минимум 20 человек за два часа с объекта, расположенного на расстоянии до 150 морских миль от вертолетной базы, – сообщил директор Объединенного спасательно-координационного центра Северной Норвегии Бент Ове Ямтли.

Не секрет, что в российской Арктике пока отсутствует подобная инфраструктура поиска и спасания людей, а также ликвидации аварийных разливов нефти. Именно поэтому Greenpeace, WWF, Bellona и другие экологические организации призывают отказаться от добычи углеводородов в Арктике.

Алексей Павлов