Мусорные проблемы Баренцева региона

0_1407_2-4.

Сточные воды требуют вливаний

Архангельская и Мурманская области, республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ, составляющие российскую часть Баренц-региона, сталкиваются с экологическими проблемами, типичными для многих субъектов России. В первую очередь – это загрязнение водоемов неочищенными сточными водами и низкое качество питьевой воды.

Как отметил заместитель директора Регионального центра энергоэффективности Валерий Хвостов, основной проблемой Архангельской области является износ водопроводных и канализационных сетей. Нуждаются в замене 44% канализационных сетей. Ежегодная замена изношенных сетей составляет только 1,5%, а по канализации – всего 0,3%. «Ситуация не улучшается, а ухудшается», – констатировал Хвостов.

Другая проблема – низкая эффективность очистных сооружений, которые изношены на 77%. Технологии, которые применяются на водоочистных станциях, устарели. В результате качество питьевой воды находится на низком уровне и в большинстве населенных пунктов не соответствует СанПиНу.

Причину плачевного состояния инженерных сетей и сооружений, создающих угрозу окружающей среде и здоровью населения, Хвостов видит в недостаточном финансировании. По оценке специалистов, для модернизации систем водоснабжения и водоотведения требуется не менее 11 млрд руб. Однако в 2014 году из областного бюджета на эти цели было направлено всего 25,7 млн, из местных бюджетов – 9 млн, а «этого крайне недостаточно».

Сегодня в Архангельской области действуют пять инвестиционных программ на общую сумму 3 млрд руб. К сожалению, инвестиционные программы развиваются очень медленно, отметил Хвостов, без них же невозможно изменить ситуацию.

Не хватает инвестиций и остальным субъектам, входящим в Баренцев регион. Начальник отдела регулирования водопользования Двинско-Печорского БВУ Людмила Коршакова сообщила, что из 68 предприятий ЖКХ, расположенных в четырех субъектах и осуществляющих сброс сточных вод, 42% не оборудованы приборами учета «по причине отсутствия технической возможности».

Представитель компании «Ал Хола» Николай Ларионов выразил сожаление по поводу того, что в регионе только начинают реализовываться проекты, которые за рубежом давно идут полным ходом.

«Пока вся Европа использует автоматический контроль сточных вод, мы к этому только, к сожалению, подходим», – отметил Ларионов. И пояснил: по новому российскому природоохранному законодательству, предприятия первой категории (оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду) должны быть оборудованы автоматизированными системами контроля состава и объема сточных вод только к 2019 году. Между тем внедрение подобных систем выгодно в экономическом аспекте, так как позволяет снизить эксплуатационные затраты, водопотребление и повысить энергоэффективность производства.

В РФ на сегодня установлено порядка 40 мониторинговых станций, в основном на предприятиях Карелии и Мурманской области.

Куда девать бытовые отходы

Одной из важных экологических проблем Баренцева региона является проблема обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Несанкционированные свалки, переполненные полигоны, недостаток мощностей по сортировке и переработке – все это присуще этому региону, как и большинству субъектов РФ.

Чтобы эффективно перерабатывать отходы и сохранять окружающую среду, в странах ЕС следуют принятой иерархии методов обращения с отходами. Приоритетными направлениями в ней являются предотвращение образования отходов, их повторное использование и использование вторичных материалов в качестве сырья. Для этого необходимо проведение раздельного сбора и сортировки отходов.

О первых попытках внедрения раздельного сбора в регионе рассказала Анна Леонтьева, представитель Архангельского мусороперерабатывающего комбината.

По ее словам, сегодня на территории Архангельска образуется около 140 тыс. тонн отходов. Их них около 60% – отходы жилищного сектора. На приемную площадку мусороперерабатывающего комбината поступает около 19 тыс. тонн отходов, которые подвергаются сортировке с извлечением полезных фракций.

Общая мощность комбината составляет 110 тыс. тонн, и его более активное использование, по мнению Леонтьевой, могло бы существенно снизить нагрузку на существующий полигон. Но, к сожалению, в России сегодня отсутствуют единая концепция раздельного сбора и программа экологического воспитания населения.

Мусороперерабатывающий комбинат – единственное предприятие в Архангельской области, занимающееся сортировкой отходов 4-5 классов опасности. Далее вторсырье отправляется на более глубокую переработку с получением конечной продукции.

Как рассказала Леонтьева, проект по раздельному сбору отходов запущен в сентябре прошлого года. Силами комбината установлены несть площадок с контейнерами для раздельного сбора по трем фракциям, на комбинате производится дополнительная сортировка на 12 фракций. Полученное вторсырье комбинат продает переработчикам, планируя таким образом обеспечить окупаемость.

Совершенно иную позицию в отношении обращения с отходами озвучил научный консультант Института проектирования, экологии и гигиены из Санкт-Петербурга Валентин Бушихин.

Несмотря на то, что согласно европейской иерархии обращения с отходами, сжигание, как и захоронение, занимают последние места, Бушихин убежден, что в процессе утилизации отходов «целесообразно сжигать все, что горит».

Более того, он заверил участников конференции, что современный мусоросжигательный завод настолько высокотехнологичен, что «соответствует всем экологическим нормативам» и «оснащен автоматическим контролем выбросов с непрерывной фиксацией результатов».

В отличие от большинства экологов, Бушихин считает, что наилучшим способом утилизации отходов является использование их в качестве сырья для изготовления альтернативного топлива RDF (от англ. Refuse-derived fuel – топливо, получаемое из отходов). По его словам, это «лучше, дешевле и проще», чем заниматься переработкой вторсырья.

Бушихин привел в пример Санкт-Петербург, где уже четыре года работает единственный в России высокоавтоматизированный мусоросортировочный комплекс (ВМСК), на котором изготавливают альтернативное топливо из несортированных отходов, которое сжигается на Сланцевском цементном заводе «Цесла». Как подчеркнул Бушихин, превышения уровня концентрации диоксинов и фуранов в процессе сжигания топлива не отмечено.

Однако экологические активисты, приведенного в пример Петербурга, считают иначе – пишут обращения на имя губернатора Георгия Полтавченко, протестуют против мусоросжигательного производства на территории города и выступают только за раздельный сбор отходов.

Опасные отходы накапливаются в лесах

Тяжелая ситуация сложилась в Баренцевом регионе и в сфере обращения не только с ТБО, но и с опасными отходами.

«Сегодня все чаще возникают проблемы, связанные с утилизацией предприятиями опасных химических веществ, оказывающих влияние на окружающую среду и здоровье человека», – заявила главный специалист отдела спецзащиты ГБУ АО «Служба спасения им. И. А. Поливаного» Ольга Лыюрова.

Речь идет, прежде всего, о щелочах, кислотах, ртути и ртутьсодержащих отходах.

Трудности с утилизацией опасных отходов связаны с тем, что на территории РФ находятся всего два действующих специализированных полигона: ОАО «Полигон» в Томске и петербургский ГУПП «Красный Бор», давно исчерпавший свой ресурс и представляющий опасность для окружающей среды.

По утверждению Лыюровой, контроль со стороны государства за вывозом химических веществ практически отсутствует. Предприятия вывозят отходы, куда придется, как правило, в лесной массив. В результате в Архангельской области возросло количество бесхозных свалок отходов 1-4 классов опасности. Повысился риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

«В настоящее время объемы перевозимых опасных веществ и число их наименований постоянно растут. К примеру, только железнодорожным транспортом перевозится 4000 наименований. В то же время в РФ отсутствует орган, который мог бы осуществлять мониторинг опасных грузов. Поэтому высок потенциальный уровень рисков возникновения чрезвычайных происшествий, что в отдельных случаях сравнимо с воздействием оружия массового уничтожения», – сказала Лыюрова.

За последние два года увеличилось количество чрезвычайных ситуаций, связанных с перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом, вызванных в основном разгерметизацией емкостей, в которых их перевозят. Следствием этого является загрязнение грунта, водных источников, воздуха, химическое заражение территории.

«Почему-то не принимается во внимание, что зачастую жилые постройки расположены на расстоянии 100 метров, а то и меньше, от железных дорог, хотя должно быть не менее 800», – возмущена Лыюрова: такая халатность создает серьезную угрозу для здоровья людей.

Для решения подобных проблем Лыюрова предлагает на федеральном уровне поднять вопрос об организации дополнительных специализированных полигонов и жесткого контроля за перемещением опасных химических веществ.

Лия Вандышева