Транзитный грузопоток по Севморпути сократился на 77% в 2014 году

Надежды на то, что Севморпуть станет альтернативой Суэцкому каналу пока не оправдываются. Развитию Севморпути способствует уменьшение площади ледового покрова Арктики, что, по ряду прогнозов, увеличит продолжительность навигации по Северному морскому пути.

Росту грузоперевозок на северном направлении должно способствовать и увеличение добычи нефти и газа в Арктике. По данным Минтранса, в 2013 году по Севморпути было провезено 3,9 млн тонн грузов. Запуск «Ямал СПГ и строительство порта Сабетта на полуострове Ямал в 2017 году должны прибавить к этой сумме еще 16,5 млн тонн в год, пишет Коммерсант.

Кроме того, к 2016 году «Газпром нефть» планирует увеличение вывоза нефти с Новопортовского месторождения на 5,5 млн тонн нефти в год. Правда, сегодняшняя цена на нефть может поставить крест не только на нефтедобыче на шельфе, но и на морских перевозках, поскольку добыча сырья на многих месторождениях становится просто нерентабельной.

«То, что Севморпуть будут использовать для транзита, сомнений не вызывает, но для этого надо иметь в виду, что это будет сезонная альтернатива Суэцкому каналу. Он будет иметь исключительно сырьевую ориентированность: это то, что мы добываем сами у себя и везем в восточном направлении», – цитирует Коммерсант члена научного совета при Совете Безопасности Михаила Григорьева.

В августе 2013 года свой первый коммерческий рейс из китайского Даляня в голландский Роттердам. Путь занял 33 дня, что на две недели меньше, чем обычное 48-дневное путешествие через Суэцкий канал — наиболее популярный путь доставки товаров из Шанхая в Роттердам. Российские эксперты и политики сразу же завели разговор о запуске регулярных коммерческих рейсов из Азии в Европу.

Однако в 2014 году транзитный грузопоток сократился на 77%: объем перевозок транзитных грузов по Севморпути составил всего 274 тыс. тонн, по данным за декабрь 2014 года, тогда как в 2013 году было перевезено 1 млн 176 тыс. тонн.

Bellona

info@bellona.no