News

«Экомобиль»: от диковинки до крупнейшего проекта по раздельному сбору мусора

Источник: infoeco.ru

Опубликовано: 27/01/2015

Автор: Евгений Усов

Наверное, один из главных показателей успешности городского экологического проекта – его востребованность среди жителей. Если так, то Петербургский проект «Экомобиль» вполне можно назвать успешным. Он не только развивается в самом городе, но постепенно расширяется и на другие регионы, а также вдохновляет на создание аналогичных проектов.

Статья подготовлена специально для нового 56 номера журнала «Экология и право»

Все еще копите батарейки? Тогда мы едем к вам!

Систему сдачи в переработку разнообразных бытовых товаров, в которых содержатся опасные вещества – от всем привычных батареек до ртутных градусников или сверхтехнологичных деталей электронных устройств, – в России трудно назвать налаженной. Но, как ни удивительно, в Петербурге, да и в других городах, есть много людей, которые, зная, насколько вредны старые батарейки и аккумуляторы, не могут позволить себе отправить их в мусорное ведро и копят дома – иногда просто в пакете, иногда склеивая из них причудливые «пирамидки».

«Экомобиль» – созданный администрацией Санкт-Петербурга проект по сбору опасных бытовых отходов от населения – стал выходом для многих горожан, которые ждали, когда, наконец, появится возможность сдать и батарейки, и другие опасные отходы без проблем и с гарантией того, что они не отправятся на обычную свалку.

Как обычно бывает, начался проект с малого. В 2010 году в Петербурге появились мобильные пункты приема опасных бытовых отходов, оснащенные специальными контейнерами для их сбора и безопасной транспортировки.

Поначалу это была диковина, о которой мало кто знал, и организаторы проекта быстро поняли, что одним из главных условий успеха является обычное распространение информации. Есть специализированный сайт и страничка на портале Санкт-Петербургской администрации, есть группы в социальных сетях, есть большой опыт участия «экомобилей» в различных формальных и неформальных общественных экологических мероприятиях.

В Интернете и в СМИ периодически появляется информация о том, по каким адресам и в какие дни жители города могут найти ближайший к их дому дежурный «экомобиль». Есть также горячая линия и справочный телефон.

Нельзя сказать, что к проекту нет нареканий. Например, информацию о расписании «экомобиля» пора сделать более доступной для тех жителей города, которые не пользуются Интернетом или вовсе не знают, что такой проект существует, да и охвата для такого большого города, как Петербург, пока явно недостаточно.

Немаловажно, впрочем, что жители Петербурга могут сдать в «экомобиль» опасные бытовые отходы бесплатно, и перечень принимаемых отходов постепенно расширяется. Сейчас в «экомобиль» можно отнести: люминесцентные и компактные энергосберегающие ртутьсодержащие лампы, а также ртутные термометры (их обезвреживают на специальных установках), использованные батарейки и разрядившиеся аккумуляторы, электронику (из нее получают вторичные ресурсы – лом и отходы печатных плат, пластиковую крошку, металл, пригодные для дальнейшего использования), оргтехнику и некоторые бытовые приборы, автопокрышки (их отправляют на предприятия, занимающиеся изготовлением резинотехнических изделий) и автомобильные аккумуляторы (которые перерабатываются после извлечения электролита), бытовую химию, лаки и краски, лекарства с истекшим сроком годности.

Утилизацией опасных отходов занимается подведомственное петербургскому Комитету по природопользованию государственное унитарное предприятие «Экострой».

Пути отхода

К сожалению, не все типы опасных бытовых отходов в России пока можно переработать полностью, и там, где возможности переработки ограничены, изоляция их от прочего бытового мусора остается пока наиболее приемлемым выходом.

Старые батарейки, которые петербуржцы сдают в «экомобили», до недавнего времени герметизировались и размещались на полигоне опасных производственных отходов «Красный Бор». По словам заместителя генерального директора по радиационной и химической безопасности предприятия «Экострой» Игоря Геруса, предполагалось, что с учетом возможностей полигона батарейки могли храниться там до появления технологии – импортной или отечественной – для их обработки и обезвреживания. Однако с начала года, когда из-за проблем с лицензией Росприроднадзора у полигона возникли ограничения на прием новых отходов, «Экострой» не может отправлять отработанные элементы питания на хранение в Красному Бору.

Что касается переработки, с 2013 года такая технология появилась на челябинском предприятии «МегаполисРесурс». Как рассказывает Игорь Герус, «Экострой» частично начал работать с «МегаполисРесурсом», отправив в Челябинскую область пилотную партию батареек, чтобы «убедиться, что технология работает, увидеть результат». Однако стоимость переработки в Челябинске – 80 рублей за килограмм батареек – пока что слишком высока для города. При этом объемы отработанных батареек с каждым годом растут.

«Те работы, которые производятся нами, не предусматривают таких объемов в деньгах, мы ищем альтернативные пути, в ближнем или дальнем зарубежье, – говорит Игорь Герус. – Если других вариантов не будет, то придется запрашивать больших денег. Мы рассматриваем такие экономические варианты, которые не были бы слишком затратны для города и налогоплательщиков. Но и в полной мере обеспечивали бы защиту граждан и окружающей среды от вредного воздействия опасных отходов».

Возможные варианты «Экострой» разрабатывает совместно с петербургским Комитетом по природопользованию, а пока что накапливает принесенные жителями батарейки на своей площадке.

«Самая важная задача для нас – извлечь опасные отходы, не допустить их попадания на обычную свалку», – говорит заместитель руководителя «Экостроя».

В неперерабатываемые отходы пока что попадает и стеклобой, остающийся после обезвреживания ртутных ламп. Ртуть после извлечения из ламп возвращается в промышленный оборот, алюминиевые цоколи также перерабатываются, но стеклобой, по словам Геруса, не востребован организациями и предприятиями, работающими со стеклом.

В Финляндии, рассказывает представитель «Экостроя», стеклобой применяется в производстве стекловаты, а в Германии этот тип отходов используют как добавку при производстве бетона. Однако для российских предприятий использование стеклобоя, имеющего особый состав, связано с экономическими и другими трудностями, которые пока не позволяют изменить технологический процесс. В «Экострое» провели поиск, и, по крайней мере, в Северо-Западном регионе пока что не смогли найти предприятие, заинтересованное в получении такого сырья, говорит Герус. Как вариант, возможно его использование при рекультивации полигонов.

На специализированные полигоны отправляются химические вещества – лаки, краски, бытовая химия, а также лекарственные препараты с истекшим сроком годности. По информации, имеющейся у специалиста «Экостроя», методов переработки бытовой химии и пришедших в негодность лекарств пока нет ни в России, ни за рубежом, и эти виды отходов, как правило, подлежат размещению на полигонах или термическому уничтожению.

Вагон и маленькая тележка ртути

В прошлом году «экомобили» собрали и утилизировали 23 000 ртутьсодержащих ламп и 2500 медицинских термометров и прочих ртутных приборов. Собрано и переработано 9,5 тонны оргтехники и бытовых приборов. На обезвреживание или складирование отправились 3 тонны лекарственных препаратов и химических отходов и 5 тонн батареек, которые иначе попали бы на полигон ТБО.

Более двух десятков тысяч ртутных приборов – это не пустой звук. Однако по примерным подсчетам в Петербурге эксплуатируется около 20 млн люминесцентных ламп различных типов. В наиболее распространенных типах таких ламп содержится от 20 до 300 мг ртути. При этом ежегодно в городе выходит из строя около 8-9 млн ламп, содержащих около 1 тонны металлической ртути. Это очень много, если учесть, что ртуть, попавшая в окружающую среду, легко распространяется в ней, накапливается в растениях и животных, которые идут в пищу человеку, а воздействие ртути на организм может вызвать острые и хронические заболевания, вплоть до смертельных. «Экомобиль» не принимает опасных бытовых отходов от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – только от частных лиц, но очевидно, что проекту еще есть куда расширяться.

Два года назад проект пополнили стационарные пункты приема опасных отходов. Это вагончики на платформе-прицепе, оформленные в узнаваемом стиле «экомобиля». Сейчас они размещены в Василеостровском, Кировском, Калининском, Фрунзенском и Выборгском районах города. Как говорится в отчете проекта, в 2013 году стационарными пунктами приема отходов воспользовались более 15 000 горожан. Было собрано и утилизировано 33 000 ртутьсодержащих ламп и 4300 медицинских термометров и других ртутных приборов, 4 тонны лекарственных препаратов и химических отходов, а также 4 тонны батареек. В переработку отправились 10,5 тонны оргтехники и бытовых приборов.

В рамках «Экомобиля» также действует сеть «Экобоксов» – терминалов приема опасных отходов, расположенных на 200 площадках города, включая автозаправки, школы и ТСЖ, здания различных организаций, городских комитетов и администраций. В «экобоксы» можно сдать компактные энергосберегающие лампы, ртутные термометры и батарейки.

Внимание, «Экомобиль» отправляется, следующая остановка…

Аналогичные петербургским проекты появляются и в других регионах страны.

«Экомобили» – к сожалению, пока только в качестве эксперимента – появились на улицах Самары. Специально оборудованный и маркированный микроавтобус курсирует по определенному графику и собирает от жителей отработанные батарейки, энергосберегающие ртутьсодержащие лампы, мелкую оргтехнику. За пятидневную рабочую неделю он успевает объехать все девять районов Самары. Сейчас в Самаре оценивают, насколько жизнеспособен проект в местных условиях. Его судьба должна определиться в следующем году.

Спецавтомобили, собирающие у населения ртутьсодержащие отходы, периодически появляются и в Мурманске. А в этом году «экомобиль» появился в Искитимском районе Новосибирской области. Он курсировал по району, останавливаясь в каждом населенном пункте на два часа. В первую очередь принимали ртутьсодержащие отходы, но в планах уже стоит прием оргтехники, аккумуляторов, отработанных масел, автомобильных шин. Все услуги специализированной «Газели» для населения бесплатны. К сожалению, в прессе появились сообщения о том, что из-за административных барьеров работа этого важного проекта под угрозой срыва.

Сообщают также, что опыт «Экомобиля» начал реализовываться в Ульяновске и в Тюмени.

Похоже, что авторы проекта стараются не стоять на месте и развивать налаженную систему и качественно, и количественно. Петербургу, безусловно, не помешало бы иметь больше и передвижных, и стационарных пунктов – в том числе небольших «экобоксов» в различных торговых сетях. А властям и законодателям – федеральным и в других регионах – присмотреться, чем они могут помочь в организованном внедрении сбора и безопасной утилизации и переработки опасных бытовых отходов по всей стране.