Мусорный бизнес: кому нужны наши отходы?

ingressimage_13579679135_d779b4e5f7_k.jpg Photo: Фото: Jaroslav A. Polák

Статья подготовлена специально для нового 56 номера журнала «Экология и право»

Мусор – это моя проблема

Грязные дворы, вонь, громыхающие под окнами грузовики, переполненные мусорные контейнеры вместо чистого газона – с этим сталкивается практически любой житель России. К растущим горам мусора можно относиться философски, можно писать жалобы властям… А можно начать разбираться с проблемой самому, попутно создавая свое собственное дело, новые рабочие места, новое применение использованным материалам – и чистую окружающую среду.

Создатель московской компании «Сфера Экологии» Антон Кузнецов начал свой бизнес в 2010 году благодаря стихийной свалке, которую наблюдал во дворе собственного дома еще двадцать с лишним лет назад. В 1990-х годах, когда в Москве начался бум мелкой розничной торговли, владельцы ларьков сваливали мусор прямо во дворе дома, где жил Антон. Жители, как могли, разгребали завалы из картонных коробок и отвозили их в пункты приема. Тот период, по словам Кузнецова, стал для него отправной точкой для создания бизнеса по управлению отходами. После учебы Антон, когда появилась возможность, реализовал идею. Так появилась «Сфера Экологии».

Похожая история создания и у фирмы «Осташков ЖКХ». Ее основатель, а также владелец компании «Примекс» – крупной компании, работающей на рынке клининга, или профессиональных услуг в сфере уборки, Владимир Рябичев не хотел терпеть кучи мусора ни рядом с домом, ни рядом с дачей на Селигере. Рябичев решил, что раздельный сбор поможет решить проблему. С 2012 года «Осташков ЖКХ» начал принимать мусор, сортировать его и отправлять на переработку.

Своего клиента лучше «вырастить»

Компании по раздельному сбору мусора работают и с частными лицами, и с предприятиями, причем в корпоративном секторе принципу раздельного сбора привычно следуют зарубежные компании, но готовность сортировать отходы начинают проявлять и российские предприятия.

Более 80% клиентов «Сферы Экологии» – иностранные фирмы, а остальные 15-20% – крупные российские компании. С иностранцев и начался корпоративный сегмент бизнеса Антона Кузнецова. Поскольку зарубежные головные компании разделяют мусор, то тем же правилам подчиняются и их представительства в России. Крупный российский бизнес, по мнению Кузнецова, начал двигаться к раздельному сбору отходов благодаря пока лишь устной, но все же заметной поддержке властей и заявлениям высокопоставленных чиновников.

Горожане могут стать клиентами «мусорных» фирм двумя способами: как жители домов, где управляющая компания заключила договор на раздельный вывоз мусора, и как частные лица, которые приносят свою макулатуру, стекло или пластик в пункты приема.

Так, подмосковный наукоград Дубна стал пилотной площадкой для финской компании по вывозу и утилизации отходов L&T. В 2004 году L&T открыла в Дубне свое российское представительство, а шесть лет спустя, после запуска мусоросортировочного комплекса компании, раздельный сбор мусора был при поддержке властей внедрен в большинстве районов города.

Как пояснил представитель L&T Сергей Андронов, разъяснительная работа с населением и предприятиями – неотъемлемая часть рабочего процесса, но особенно важно, когда привычка к раздельному сбору прививается со школьной скамьи.

«Сейчас реально видно, какие результаты приносят наши совместные действия. Дети привыкают задумываться над тем, что не весь мусор бесполезен. После получения необходимых знаний о мусоре и пользе раздельного сбора отходов для них нормально выбросить часть мусора в один контейнер, а сухой мусор (бумага, пластик, металл) – в другой», – рассказывает Андронов.

L&T, по словам Андронова, активно агитирует за раздельный сбор через СМИ и управляющие компании в ЖКХ и, совместно с администрацией Дубны, ведет проект «ЭКОШКОЛА» – экологические акции, экскурсии на сортировочный комплекс, образовательные программы для школьников.

При ответе на вопрос об отношении людей к раздельному сбору мусора ни один из предпринимателей не выразил сомнений в том, что жители готовы встретить такую инициативу с пониманием. Все сошлись во мнении, что привлечение населения – это лишь вопрос времени и денег.

По словам владельца «Сферы Экологии», работа по организации раздельного сбора среди жителей занимает пять-шесть месяцев: «Идеально начать в весенний период будоражить сознание общественности. То есть говорить о том, что «Дорогие друзья, все прекрасно, жизнь будет продолжаться, но нужно что-то сделать, чтобы жить стало лучше и чище». В летний период провести акции уборки в лесах, уборки во дворах. К осени можно будет рассчитывать, что люди поддержат раздельный сбор».

Администрация в помощь

По словам участников мусоросортировочного рынка, крайне важно, чтобы администрация населенного пункта помогала – или, как минимум, соблюдала нейтралитет.

От властей зависит, где выделят место для сортировочного комплекса, на каких условиях и где разрешат размещать пункты приема. Кроме того, существует государственный заказ на вывоз мусора, который вполне может требовать раздельного сбора.

Например, в Москве уже хотят, чтобы компании, вывозящие мусор, могли отправлять часть его на переработку. Однако взять такой московский заказ под силу только очень крупному предприятию. Антон Кузнецов считает, что пока не может претендовать на госзаказ в таких масштабах, да и других клиентов для него в столице достаточно.

А L&T ждет законодательного внедрения раздельного сбора отходов на федеральном уровне, чтобы иметь возможность расширить деятельность. После пилотного проекта в Дубне компания открыла филиалы в Сергиевом Посаде, Ногинске и Москве. Теперь, говорит Андронов, в L&T готовы «при поддержке администраций, управляющих компаний, ну и, конечно же, самих жителей» организовать раздельный сбор и в других городах, где компания оказывает услуги по вывозу мусора.

Для самих администраций поддержка раздельного сбора оправдана в том числе и экономическим расчетом. Так, в Дубне раздельный сбор отсрочил закрытие действующих полигонов – и, соответствен но, открытие новых, – сократив ежегодный поток отходов на них примерно на 15%.

Осмотреться на местности

С одной стороны, предприятия по раздельному сбору мусора оказывают услугу, а с другой стороны – производят продукт: сырье для переработчиков.

«Когда мы в Осташкове начали искать партнеров – рынок сбыта вторичного сырья, то были удивлены: в Твери, совсем рядом с нами, есть несколько прекрасных, современных перерабатывающих предприятий», – рассказал Артем Макаров, заместитель генерального директора фирмы «Примекс», руководитель которой стал инициатором раздельного сбора в Осташкове.

Единой базы по переработчикам нет, и найти их можно только непосредственно изучая окрестности. Затем нужно просчитать, какие виды отходов выгодно сдавать на переработку, а какие – нет. Переработчики распределены по стране далеко не равномерно, и потому раздельный сбор мусора в некоторых городах может пока что оказаться убыточным предприятием.

Впрочем, Артем Макаров из «Примекса» предлагает не упрощать подход к прибыльности сортировочных компаний. Все-таки раздельный сбор – это не только получение сырья, но и экономия на строительстве дорогостоящих мусорных полигонов. Плюс сейчас есть компактные производственные комплексы, работающие на вторсырье. Вполне возможно, что для региона, где остро не хватает мусороперерабатывающих мощностей, построить новый центр переработки было бы более прагматичным решением, чем далеко и дорого вывозить отходы.

Денежный вопрос

На вопрос об окупаемости и о стартовом капитале для бизнеса по сортировке отходов никто из предпринимателей не ответил. Дело не в тайне за семью печатями, а в том, что сортировка отходов имеет множество возможных вариантов для бизнеса.

Можно в своем дворе начать раздельный сбор: поставить контейнеры, нанять машину для вывоза. Правда, окупаться это мероприятие будет лет десять. В сортировке, по словам работающих на этом рынке предпринимателей, очень важны объемы: чем больше у вас полезных отходов, тем лучше условия у переработчиков, и тем меньше накладных расходов.

Бизнес по раздельному вывозу отходов можно начинать с одной обычной «Газели» стоимостью около 700 тысяч рублей, а можно со специальной машины за три миллиона. Стоимость контейнеров может также отличаться в разы.

Мусоросортировочный бизнес, объясняют эксперты, – понятие обширное, и коммерческие показатели зависят от самых разных факторов в каждом звене всей «мусорной» цепочки – от сбора отходов и их сортировки до перевозки и переработки.

Но на каждом из этих этапов можно создать бизнес, от которого жить на Земле точно будет лучше.

Наталья Парамонова