Общественные обсуждения второй Ленинградской АЭС продлятся до лета

В декабре ОАО «Концерн Росэнергоатом» объявило о начале общественных обсуждений деятельности по эксплуатации первой очереди ЛАЭС-2 (энергоблоки №1 и 2) и по сооружению второй очереди ЛАЭС-2 (энергоблоки №3 и 4). В «Российской газете» было опубликовано информационное сообщение «о начале проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» по сооружению и эксплуатации Ленинградской АЭС-2 на этапе обоснования лицензий на сооружение энергоблоков №3 и №4 и на этапе обоснования лицензий на эксплуатацию энергоблоков №1 и №2». Срок проведения обсуждений — с декабря 2014 по июнь 2015 года.

На первом этапе обсуждений на сайте города Сосновый Бор были опубликованы проекты технических заданий на проведение оценок воздействия на окружающую среду (ОВОС) для этих проектов. Публикацию предварительного варианта ОВОС и проведение общественных слушаний следует ожидать уже весной. 

Ленинградская АЭС-2 сооружается примерно в 40 км западнее границы Санкт-Петербурга и в 70 км от его исторического центра, на побережье Финского залива Балтийского моря в городе Сосновый Бор близ промплощадки действующей Ленинградской АЭС. Станция строится по проекту АЭС-2006 ОАО «СПбАЭП» с реакторами ВВЭР-1200 В-491 электрической мощностью в 1198 МВт. В случае ввода в эксплуатацию, это будут первые в стране и мире энергоблоки с реакторами такого типа.

[picture1]Энергоблоки №1 и №2 находятся в высокой степени готовности, их ввод в строй ожидается в 2015 и 2017 годах соответственно. Учитывая это, трудно предположить, что даже негативные итоги общественных обсуждений могут привести к отказу от проекта.

Идея сооружения новой АЭС неоднократно критиковалась экспертами и экологическими организациями из-за опасности неопробованных технологий, нерешённости проблем безопасного обращения с РАО и ОЯТ и наличия менее опасных и менее затратных энергетических альтернатив, среди которых расширение действующей Северной ТЭЦ Санкт- Петербурга. «Генеральный план развития Санкт-Петербурга предусматривает расширение Северной ТЭЦ (строительство 6-го и 7-го блоков) после 2015 г.», – сообщает сайт станции

Экологические организации предлагают доработать задания на ОВОС

Проект технических заданий (ТЗ) вызвал ряд вопросов. Например, в проектах ТЗ ОВОС указывается: «Целью работы является обоснование экологической безопасности» соответственно эксплуатации энергоблоков №1 и №2 и сооружения энергоблоков №3 и №4 Ленинградской АЭС-2. Ранее проводимые по заказу Росэнергоатома ОВОС часто критиковались «Беллоной» и другими экологическими организациями из-за того, что оценка воздействия не является объективной и беспристрастной, в ОВОС включается тенденциозно подобранная, односторонняя информация, делающая документ похожим рекламный проспект заказчика. Такой подход направлен на сведение общественных обсуждений к формальной процедуре одобрения планов Росатома.

В действующем нормативном документе «Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (Положение об ОВОС) устанавливается, что «целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий».

ЭПЦ «Беллона» направила в адрес Концерна «Росэнергоатом» замечания и предложения по проекту технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

По мнению организации, указанная в ТЗ цель проведения ОВОС существенно отличается от предусмотренной действующими нормативными документами. «Предлагаем сформулировать цель ОВОС в соответствии с Положением об ОВОС», – говорится в письме «Беллоны».

Кроме того, «Беллона» предлагает проекте ТЗ ОВОС указать, что ОВОС проводится в соответствии с принципом презумпции потенциальной экологической опасности эксплуатации энергоблоков №1 и №2 и сооружения энергоблоков №3 и №4 Ленинградской АЭС-2. Также предлагается отразить в ТЗ ОВОС возможность выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий.

Эти предложения основаны на действующем Положении об ОВОС:

  • «При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности)» (статья 2.1);
  • «В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей» (Статья 1.5).

Выбор «мокрых» градирен вызывает вопросы

В проекте ТЗ ОВОС говорится: «Система технического водоснабжения ЛАЭС-2 оборотная с охлаждением циркуляционной воды на башенных испарительных градирнях и в брызгальных бассейнах. Конечным поглотителем тепла является атмосферный воздух». Таким образом, утверждается, что до проведения ОВОС выбран вариант «мокрых» градирен. Однако ранее «Росатом» неоднократно утверждал, что, учитывая обеспокоенность общественности г. Сосновый бор, планируется выполнение работы по обоснованию применения комбинированной системы охлаждения с «сухими» градирнями для энергоблоков № 3, 4 ЛАЭС-2.

В письме ЭПЦ «Беллона» предлагает эти обещания выполнить: «Предлагаем ТЗ ОВОС дополнить следующими положениями: «ОАО «СПбАЭП» представить результаты проектных работ по обоснованию применения комбинированной системы охлаждения с «сухими» градирнями для энергоблоков № 3, 4 ЛАЭС-2. Выполнить ОВОС как в случае «мокрого», так и «сухого» варианта градирен для энергоблоков № 3, 4 ЛАЭС-2».

Строительство второй Ленинградской АЭС подорожало на 4 миллиарда рублей

Концерн «Росэнероатом» сообщает, что на строительстве первого энергоблока ЛАЭС-2 ведётся монтаж турбины, а на втором энергоблоке «продолжаются работы по монтажу основного технологического оборудования». 

29 декабря 2014 года завершено бетонирование фундамента турбоагрегата второго энергоблока, сообщает сайт концерна «Росэнергоатом»

[picture2]«Перенос ввода первого и второго энергоблоков Ленинградской АЭС-2 на 2015-2017 годы (вместо плановых 2013-2014 гг.) обернется увеличением стоимости строительно-монтажных работ на 4 миллиарда рублей. К такому выводу аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов пришел по итогам плановой проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных госкорпорации «Росатом» на строительство АЭС внутри России», – сообщает «Российская газета». По информации газеты, в докладе Валерия Богомолова на коллегии Счетной палаты было отмечено, что решениями правительства РФ бюджетное финансирование долгосрочной (2009-2015) программы «Росатома», направленной на серийное строительство АЭС, было уменьшено на 30 процентов – до 424,6 миллиарда рублей. При этом сроки строительства семи из девяти строящихся в России энергоблоков были, соответственно, сдвинуты.

Для второй Ленинградской АЭС, кроме сокращения бюджетного финансирования, причиной задержки строительства является нештатная ситуация, связанная с обрушением около 1200 тонн металлоконструкций при бетонировании защитной оболочки (контайнмента) 1-го энергоблока ЛАЭС-2, произошедшая 17 июля 2011 года. 

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com