«СевРАО» доволен результатами года

frontpageingressimage_Panteleyev.JPG Photo: Photo: Anna Kireeva\Bellona-Murmansk

«Я более чем доволен итогами года. Мы «сделали» птб «Володарский» – это очень хорошо. Я в восторге от той сложнейшей работы, которую мы провели в Гремихе. Мы не знали, что будет такая радиационная нагрузка. Я, конечно, доволен результатами по этому году. Восхищаюсь и горжусь сотрудниками, выполнившими эту работу», – с большой гордостью в голосе рассказал директор СЗЦ “СевРАО” – филиала ФГУП РосРАО Валерий Пантелеев на специальной пресс-конференции, состоявшейся сегодня в Мурманске.

bodytextimage_building-1..jpg Photo: SevRao

В 2014 году в губе Андреева продолжилась работа по сбору твердых радиоактивных отходов (ТРО) для последующей перевозки в губу Сайда, где сейчас заканчивается строительство комплекса по кондиционированию ТРО. В следующем году планируется вывести эшелон ядерного топлива (первый эшелон был вывезен в 2008 году).

«Мы продолжим эту работу, извлекая ядерное топливо уже из подземных хранилищ», – отметил Пантелеев.

Утилизация птб «Володарский»

Напомним, что в 2013 году плавтехбаза «Володарский» (которой, без малого, 100 лет) с большим количеством ТРО на борту была доставлена в губу Сайда для утилизации. Отходы надо было выгрузить с судна и разместить на площадке для дальнейшей переработки после того, как комплекс будет введен в эксплуатацию. Само судно необходимо было разрезать.

Предстояло изготовить упаковки с ТРО, которые сейчас не подлежат выгрузке из-за высокой активности, и поставить на штатные места. Лет через 70 лет, когда ТРО, за счет естественного распада, придут в соответствующую норму, упаковки будут разделаны и переданы для дальнейшего использования.

bodytextimage_P1070726.JPG Photo: Anna Kireeva

«Эта задача нами выполнена. Угроза от затопления «Володарского», который находился на плаву в черте Мурманска, устранена. Сегодня угрозы распространения радиоактивных веществ за пределы этих блоков нет. Сегодня-завтра вторая упаковка будет поставлена на место. Мы будем рады пригласить прессу посмотреть на это, когда все будет сделано», – заверил журналистов Пантелеев.

Кроме того, “СевРАО” поставил два трехотсечных блока на плиту в Сайде. Центр провел опытную работу по изготовлению двухотсечных и одноотсечных блоков, не дожидаясь строительства цеха по формированию одноотсечных блоков.

bodytextimage_saida_tanks_in_a_row-1..jpg Photo: Andrey Zolotkov

«Представьте, еще 6-7 лет назад, у нас 69 блоков, в которых находятся корпуса реакторов с загруженными среднеактивными, высокоактивными и низкоактивными отходами, были на плаву. И была, хоть и маленькая, но угроза их затопления у причала. Или их могло оторвать и унести в залив. Сегодня на севере нет уже и половины тех блоков, которые были 6-7- лет назад», – рассказал Пантелеев.

Всего площадка, на которой сейчас находятся около 70-ти блоков, рассчитана на 120 мест.

Опасные работы в Гремихе успешно выполнены

Но, по словам руководителя директора СЗЦ СевРАО, главная работа была закончена 28 ноября в Гремихе.

bodytextimage_site.JPG Photo: Photo: Andrey Zolotkov

В 2010-м году там вынимали активную зону из аварийного реактора с жидкометаллическим теплоносителем. За ту работу 25 человек получили государственные награды. В этом году предстояло  разобрать эту аварийную зону.

«Сразу скажу, было очень тяжело, поскольку уровни радиационного воздействия были просто огромны. Главная задача состояла в том, чтобы провести работы безопасно. Мы предполагали, что справимся за полтора-два месяца, но столкнулись с огромными непредвиденными трудностями, и работа затянулась на полгода. Но все было сделано, переоблучения персонала не было, как и аварийных случаев», – отметил Пантелеев.

По его словам, изначально никто не знал, что делать с активными зонами реактора с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). В Гремихе таких зон десять штук.

bodytextimage_arrival-1..JPG Photo: Photo: Andrey Zolotkov

«Мы впервые разобрали реактор на кассеты, которые загрузили в контейнеры. Контейнеры привезли сюда – они сейчас на атомном флоте. В ближайшем будущем мы их передадим на “Маяк” для последующей переработки», – рассказал Пантелеев.

Изначально было принято решение об изготовлении 10-ти контейнеров для перевозки данных зон, для чего был заключен соответствующий договор с Италией. Дальше предполагалось построить хранилище в Димитровграде, чтобы поставить их на длительное хранение, пока наука не придумает, что с этими зонами делать. В дальнейшем планировалось строительство горячей камеры, в которой активные зоны будут разбираться, а потом поступят на переработку.

bodytextimage_rossita.jpg Photo: Photo: Thomas Nilsen, courtesy of the Barents Observer

Стоимость работ варьировалась от пяти до пятнадцати миллиардов рублей. Помимо изготовления контейнеров, необходимо было дооборудовать специальное судно «Россита» для их перевозки. На судне необходимо было установить системы ядерной и радиационной безопасности, систему физического контроля, устройства для скрепления этих контейнеров (каждый весит более 50 тонн); необходимо было спроектировать и построить вагон для перевозки такого контейнера.

Разборка же этих контейнеров в Гремихе обошлась, по данным СевРАО, где-то в 120-130 миллионов рублей, включая все налоги.

«Это не только колоссальная экономия государственных средств, но и приобретение нами неоценимого опыта. Как вы знаете, у Новой Земли на глубине 30 метров лежит затопленная атомная подводная лодка “К-27” с двумя такими реакторами на борту. Теперь мы точно знаем, что как только будет принято решение о ее поднятии и передаче нам на утилизацию, мы эти работы сможем сделать», – уверенно заявил Пантелеев.

В планах на 2015 год – разборка еще одной активной зоны в Гремихе. Их нельзя разбирать более, чем по одной в год, чтобы не подвергать персонал опасности.

По словам Пантелеева, разборка восьми зон и одной из Соснового Бора (сейчас прорабатывается вопрос доставки экспериментальной зоны, которая была наземным прототипом сегодняшних), займет девять лет. Именно столько времени есть для принятия решения и выполнения работ по подъему и транспортировке в Гремиху АПЛ К-27 с реактором с ЖМТ.

Анна Киреева

anna@bellona.ru