News

Преследование экоактивистов – это не решение экологических проблем

Фото: Владимир Кимаев

Опубликовано: 17/12/2014

Автор: Николай Рыбаков

Директор ЭПЦ «Беллона» Николай Рыбаков вчера выступил на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшем в Краснодаре. Рыбаков рассказал о печальной ситуации с незаконным преследованием экологических активистов как в Краснодарском крае, являющимся лидером среди регионов РФ по репрессиям против экологов, так и в стране в целом. Особо была затронута тема убийства экологов.

Приводим запись выступления исполнительного директора Экологического правозащитного центра «Беллона» Николая Рыбакова на секции «Гражданское участие в обеспечении экологических прав», проведенной в рамках заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 16 декабря 2014 года в Краснодаре.

Уважаемый Сергей Александрович!

[Цыпленков Сергей Александрович – председатель постоянной комиссии Совет по экологическим правам, исполнительный директор отделения международной неправительственной организации Гринпис России прим. ред.]

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, разрешите поблагодарить за предоставленную возможность выступить на этом заседании по проблеме преследования экологических активистов в Российской Федерации.

Сама история создания Экологического правозащитного центра «Беллона» в 1998 году связана с преследованием экологических активистов (дело Александра Никитина). Мы регулярно ведем мониторинг положения дел и публикуем материалы на сайте и в нашем журнале.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Именно поэтому я считаю, каждый защитник окружающей среды и защитник прав граждан на благоприятную окружающую среду, защищает нашу конституцию и гарантированные ею права граждан.

Предыдущее заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека, на котором подробно рассматривались экологические права граждан, состоялось 15 марта 2012 года с участием Президента РФ Дмитрия Медведева. На том заседании коллеги по экологическому движению доверили мне рассказать президенту о случаях преследования экологических активистов, и я упоминал Сурена Газаряна, Евгения Витишко, Максима Петлина, Александра Сенотрусова.

К сожалению, следует констатировать, что с того времени ситуация ухудшилась.

Считаю очень важным проведение заседания Совета именно в Краснодарском крае, так как, к сожалению, можно сказать, что Краснодарский край является наряду с Москвой и Московской областью лидером в давлении на защитников природы.

Хотел бы в начале коротко остановиться на 2013 году, так как основы многих событий 2014 были заложены в 2013 году, который проводился как «Год экологии» в России.

В тот год было убито трое экологических активистов.

Татарстанский активист Игорь Сапатов был застрелен из пистолета на окраине села Теньки Камско-Устьинского района Татарстана 18 июля 2013 года при попытке воспрепятствовать вырубке деревьев в природоохранной прибрежной зоне.

20 июля 2013 года были мурманские экологические активисты, члены совета областной общественной организации «Кольский экологический центр», боровшиеся против браконьерства. Николай Подольский и Сергей Малашенко погибли в результате нападения на экологический лагерь. В соболезновании губернатор Мурманской области Марина Ковтун, в частности, написала: «Не верится, что зло могло убить этих подвижников. Это были настоящие патриоты, талантливые и умные. Мы осиротели с утратой этих замечательных людей».

 

8 апреля 2013 года от последствий жестокого избиения (13 ноября 2010 года) скончался редактор газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов, освещавший экологические темы и активно боровшийся против застройки Химкинского леса.

В 2014 году продолжилась практика преследования экологических активистов, ставшая особенно заметной в прошлом году: по решению суда ликвидирована «Экологическая вахта по Северному Кавказу», оштрафована и внесена в список «иностранных агентов» калининградская организация «Экозащита!», заменен условный на реальный срок для Евгения Витишко, представители власти постоянно пытаются пресекать экологические протесты, мы постоянно получаем информацию, что в отношении экологических активистов возбуждаются административные и уголовные дела, подвергаются постоянным проверкам общественные организации.

В преддверии Олимпиады в феврале 2014 года в Сочи ужесточилось давление на экоактивистов и журналистов, освещавших экологические проблемы Олимпиады. Для активиста «Экологической вахты по Северному Кавказу» Евгения Витишко накануне Олимпиады условный срок был заменен на реальный.

Думаю, что коллеги из Краснодарского края, которые присутствуют на сегодняшнем заседании, расскажут про задержания и аресты Игоря Харченко, Ольги Солдатовой, Дениса Пестрецова, Виктора Чирикова, Вячеслава Мартынова и других.

Подвергались давлению и средства массовой информации Краснодарского края, которые освещали экологические проблемы и случаи коррупции в регионе, в том числе главный редактор популярного интернет-портала БлогСочи – Александр Валов.

Схожие методы используются и в других регионах.

В Воронежской области продолжается противостояние власти и активистов, борющихся с планами разработки никелевого месторождения на территории Хоперского природного заповедника. Один из лидеров «Движения в защиту Хопра» Константин Рубахин был вынужден уехать из России, чтобы избежать уголовного преследования. В августе во время визита президента РФ в Воронеж были задержаны активисты Андрей Тараканов и Станислав Егоров, которые вышли на одиночные пикеты с требование прекратить добычу цветных металлов на Черноземье. В октябре экоактивиста Сергея Бирюкова обвинили в проведении публичного мероприятия без подачи уведомления, хотя форма акции – одиночный пикет – по закону этого не требует.

Постоянные судебные тяжбы вынуждены вести экоактивисты в Ленинградской области. В феврале участников инициативной группы «Спасем Колтуши», защищающих от застройки природный памятник, внесенный в список ЮНЕСКО, инвестор проекта пытался привлечь к ответственности за разбитый на территории стройки палаточный лагерь и вынужденную приостановку строительных работ.

В октябре судили за силовой отпор застройщикам активиста «Открытого берега» Илью Пинигина, защищавшего от застройки Сиверский лес, продажа которого уже признана судом незаконной.

Продолжается давление на экологические организации, используя закон «об иностранных агентах». В сентябре была оштрафована на 300 тыс. рублей калининградская экологическая организация «Экозащита!» за отказ регистрироваться в качестве «иностранного агента». К политической деятельности, осуществление которой необходимо для получения статуса «иностранного агента», Министерство юстиции отнесло «осуществление публичных мероприятий в целях противодействия строительству в Калининградской области Балтийской АЭС, а также формирование общественного мнения в указанных целях».

В октябре решением Верховного суда Адыгеи была ликвидирована Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», активно занимавшаяся расследованием экологических нарушений при строительстве Олимпийских объектов в Краснодарском крае и других строительных проектах в регионах Северного Кавказа. Формальной причиной ликвидации были нарушения в деятельности, которые не были устранены в установленный срок. В качестве нарушений упоминались проводимые активистами организации акции протеста.

В последние дни мы получаем новости о возбуждении, на мой взгляд, абсурдного дела в отношении Валерия Бриниха из Адыгеи, но он сам присутствует здесь и расскажет о своей ситуации.

Считаю особенно важным рассказать о гибели активистов в 2014 году.

Ирина Зеленина – активная участница кампаний против застроек в Ленинском районе Московской области, вела активную деятельность по защите природы Сухановского пруда, реки Гвоздянки, Расторгуевского парка. Как блогер Ирина публиковала материалы на природоохранные темы и занималась расследованиями, а также вела группу «Суханово-Лопатино-Булатниково-Расторгуево» в социальной сети Вконтакте.

22 июля 2014 года на Ирину Зеленину было совершено нападение, в результате которого она получила тяжелые ранения, а ее двухлетняя дочь погибла. Ирина Зеленина была госпитализирована в Институт Склифосовского с множественными ножевыми ранениями, открытой черепно-мозговой травмой, переломом руки, гематомами и серьезной травмой глаза. Через восемь недель, 16 сентября 2014 года, она умерла, не приходя в сознание. 20 сентября активистку похоронили в деревне Горки Ленинского района.

27 октября 2014 года руководитель приюта для брошенных животных «Доброта» (Уфа, Башкортостан) Земфира Галлямова была найдена задушенной собачьим ошейником. По предварительной версии следствия, это было самоубийство. С этим мнением категорически не согласились коллеги Галлямовой по зоозащитному сообществу.

29 октября 2014 года, в день похорон Земфиры Галлямовой, группа догхантеров с битами в руках совершила налет на приют для бездомных животных, который возглавляла погибшая активистка. Находившиеся в приюте волонтеры дали отпор нападавшим, полиция, как утверждают свидетели, оперативно выехать по вызову отказалась.

Эти случаи более подробно описаны в докладе, подготовленном Андреем Рогожиным, который, надеюсь, также будет вам представлен сегодня.

В частности, в докладе он приводит свои статистические выводы о том, что наиболее проблемными с точки зрения преследований регионами в 2014 году были Краснодарский край (12 случаев преследования, 17 подвергшихся преследованию активистов), Москва и Московская область (7 случаев и 6 активистов, соответственно), Воронеж (3 случая преследования, до нескольких десятков человек) и Уфа (только на одной попавшей в поле зрения акции – 19 задержанных). Чаще всего неуголовным преследованиям подвергались активисты Экологической вахты по Северному Кавказу, а также граждане, защищающие природу в природоохранных конфликтах, связанных с незаконной застройкой в Москве и Подмосковье (Химки, Троицк, Новая Москва), добычей никеля в Воронежской области и строительством завода «Кроношпан» в Уфе. Отдельно он выделяет волну задержаний и административных арестов, которым подверглись экоактивисты в Краснодарском крае в преддверие и в период проведения Олимпийских игр в Сочи (7 случаев преследования из 12 зафиксированных в регионе).

Хочу обратить внимание присутствующих здесь представителей органов государственной власти и правоохранительных органов на то, что представители власти зачастую становятся не защитниками общественных интересов в смысле защиты права граждан на благоприятную окружающую среду, не стремятся защитить природу региона, которым они управляют, а работают (по неизвестным причинам) для защиты интереса тех или иных бизнес-структур, которые в свою очередь никак не стремятся сохранить природу.

Стоит также отметить, что зачастую эти бизнес-структуры имеют иностранное происхождение, и их руководители воспринимают нашу страну как источник обогащения, как огромную территорию, заселенную беззащитными, а зачастую и безропотными людьми. И здесь стоит очень большой вопрос, кто является истинным патриотом – экологический активист, которых защищает родную землю от уничтожения или чиновник, закрывающий глаза на экологическое преступление.

В заключение хочу еще раз повторить то, о чем не раз говорилось на пленарном заседании – для решения проблем нужно вести цивилизованный диалог. Постоянные задержания и аресты активистов таковым назвать нельзя.

И теперь я хотел бы перейти к конкретным предложениям

Первое предложение. Все преступления, а в первую очередь убийства экологических активистов, должны быть расследованы и доверены до суда. Начиная от дела Бекетова (фактически его убийства) и тех преступлений, о которых я говорил в самом начале, и заканчивая такими преступлениями, как избиение Александра Сенотрусова и нападения на лагеря экологических активистов (например, в Химкинском лесу). Потому что, если данные дела не расследуются, то, либо соответствующие сотрудники признаются в своем непрофессионализме, либо в том, что они не хотят расследовать данные преступления.

Предложение в резолюцию:

Просить Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ проинформировать Совет о ходе расследования уголовных дел по фактам:
– убийства активистов экологических организаций Игоря Саратова (республика Татарстан, с. Деньки), Николая Подольского и Сергея Малашенко (Мурманская область, Терской район), Ирины Зелениной (Московская область, Ленинский район), Земфиры Галляминой (республика Башкортастан, Уфа);
– нападений на Михаила Бекетова (Московская область, Химки, скончался в 2013 году), Александра Сенотрусова (Ленинградская область, Лебяжье);
– нападения на лагерь экологических активистов в Химкинском лесу. 

Второе предложение. По каждому задержанию гражданина по обвинению в невыполнении законных требований сотрудника полиции должна проводиться общественная проверка, по результатам которой должен обязательно издаваться акт руководителя органа внутренних дел субъекта федерации.

В состав группы проверки должны в обязательном порядке привлекаться представители региональной общественной наблюдательной комиссии (ОНК), а в том случае, если задержанный официально является членом какой-то общественной организации – руководитель или официальный представитель этой организации. В том случае, если общественная проверка сделает вывод о незаконности требований сотрудника полиции, по данному случаю должна проводиться официальная служебная проверка МВД с привлечением представителей СПЧ.

Предложение в резолюцию:

Обратиться в Верховный суд Российской Федерации с предложением провести обсуждение на Пленуме Верховного Суда РФ обзора правоприменительной практики в судах РФ статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях и уточнить в Постановлении Пленума понятие «законные требования сотрудника полиции» для однозначной трактовки данной позиции судами Российской Федерации. 

Третье предложение в резолюцию:

Провести выездную проверку ситуации, связанной с установкой ограждения участка лесного фонда и береговой полосы Черного моря в Туапсинском районе вблизи поселка Джубга (забора из металлического профиля на участке местности, расположенном в лесном массиве части выделов 10, 11, 12 квартала 13 9-А Лермонтовского участкового лесничества Джубгского лесничества – формулировка из приговора от 20.06.2014 по делу 1-75/12), для чего создать комиссию из членов Совета, Экологической вахты по Северному Кавказу, с приглашением к проведению проверки представителей министерства природных ресурсов Краснодарского края, Комитета по вопросам имущественных и земельных отношений Краснодарского края, Прокуратуры Краснодарского края, Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю. 

 

Четвертое. Одна из причин давления на активистов в том, что он остаются один на один лично с крупными бизнес-структурами и становятся физически беззащитны. Считаю, что предоставление экологическим НКО права обращаться в суд в защиту неограниченного круга лиц помогло бы в судебной защите экологических прав граждан и повысило безопасность активистов. «Беллона» уже не раз обращалась с таким предложением к Президенту России. Хочу процитировать отрывок из послания Президента РФ Федеральному собранию 2012 года:

«В самое ближайшее время нужно создать специальную законодательную базу для административного судопроизводства. Мы с Председателем Верховного Суда на этот счет несколько раз говорили очень подробно. Нужно сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней, – важнейшая задача, которая у нас пока не решена. Дополнительной защитой прав граждан послужит возможность подавать коллективные иски, иски в интересах неограниченного круга лиц, а также иски от лица общественных организаций. Я прошу ускорить внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс».

Предложение в резолюцию: Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о внесении в соответствии с Посланием Федеральному собранию 2012 года изменений в Гражданский процессуальный кодекс для предоставления общественным организациям возможности подавать иски в интересах неограниченного круга лиц. 

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет пусть небольшим, но важным шагом в сторону защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду в нашей стране и в сторону защиты защитников природы.