«Зеленый» сектор гражданского общества готов к диалогу

frontpageingressimage_forum-1..jpg Photo: Photo: https://www.facebook.com/civilforum/photos_stream

22 ноября 2014 г. в Москве состоялся Общероссийский Гражданский Форум, который был организован Комитетом гражданских инициатив при поддержке Фонда Алексея Кудрина. Он собрал 525 приглашенных и около двухсот гостей из 66 субъектов федерации. В рамках форума работала секция «Экология», собравшая представителей ведущих природоохранных организаций России.

bodytextimage_forum_Kudrin.jpg Photo: Photo: https://www.facebook.com/civilforum/photos_stream

Задача секции – определить механизмы повышения эффективности российского «зеленого» сообщества. В нынешней ситуации экологам стало работать сложнее не только из-за несовершенства экологического законодательства, но и из-за появившейся в последние годы тенденции шельмования защитников природы.

Нередко экологов стали представлять населению, как «иностранных агентов», начались аресты активистов по надуманным обвинениям, организация против них кампаний в СМИ…  Чего стоит только три года колонии Евгению Витишко за надпись на «несуществующем» заборе? Ведь согласно ответу прокуратуры Краснодарского края, забора, которым губернатор Александр Ткачев огородил участок лесного фонда, в жизни не существует.

Но, несмотря на усиливающееся давление, экологические активисты продолжают действовать. Участники секции анализировали причины экологических побед и поражений, выводили «формулу успеха» общественности в борьбе с опасными, а часто и незаконными проектами, разрушающими окружающую среду.

Мною была изложена ситуация по Сиверскому лесу Гатчинского района Ленинградской области. Защитникам исторического парка удалось-таки доказать Генпрокуратуре РФ, что территория зеленого массива, проданная администрацией Гатчинского района в 2005 году под застройку, является Гослесфондом. Что и понудило прокуратуру Ленинградской области обязать территориальное управление Росимущества подать иск на незаконную приватизацию земли.

Однако примеров затянувшихся противостояний с бизнесом и органами власти разных уровней куда больше. В рамках панельной дискуссии с участием заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Виктории Венчиковой обсуждалось совершенствование природоохранного законодательства. Непринятые законы и подзаконные акты, годами обсуждающиеся в Госдуме, а также подписанные, но не ратифицированные Россией международные конвенции, снижают гарантии граждан на защиту своих прав на безопасную окружающую среду.

bodytextimage_forum3.jpg Photo: Photo:https://www.facebook.com/civilforum/photos_stream

Вместе с тем спикеры экологической площадки подчеркнули необходимость  участия общественных организаций в разработке и применении природоохранного законодательства. Чем НКО могут оказаться полезны в работе вашего Департамента? – такой вопрос был задан  Виктории Венчиковой. По сути, он демонстрирует готовность «зеленого» сектора гражданского общества к конструктивному взаимодействию с органами власти.

Министр экологии займется делом Витишко

Данная дискуссия получила продолжение на следующий день, но уже в стенах МПР России, куда экологов пригласили на встречу Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской и его заместитель Ринат Гизатулин. Участникам встречи удалось обсудить выполнение решений IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, прошедшего в декабре 2013 года, а также острые природоохранные проблемы в разных регионах России.

bodytextimage_Vitishko-0003.JPG Photo: Фото: Экологическая Вахта по Северному Кавказу/ ewnc.org

В частности, Сергей Донской обещал разобраться с тем самым «забором-невидимкой» в Краснодарском крае, из-за надписи на котором отбывает срок Евгений Витишко.

А мне удалось передать в руки министра ряд писем, как от местных яблочных отделений Ленинградской области, защищающих леса и территории заказников, городские парки и водоемы, так и от активистов-сторонников партии. Надеемся на участие МПР в разрешении конфликтов. А также на дальнейшее сотрудничество. Ведь на встрече министр МПР России заявил о необходимости опоры в деле защиты природы на гражданское общество.

Предложения в резолюцию Гражданского форума от экологической площадки

Форум обращается к органам исполнительной и законодательной власти с предложением принять меры по совершенствованию экологического законодательства, в том числе обеспечивающего реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду и  доступ к экологической информации. Первоочередными задачами являются следующие:

1. Обеспечить реализацию мер, необходимых для ратификации  Конвенции Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус,1998 г.).

Принять меры, направленные на скорейшую гармонизацию российского законодательства с положениями Конвенции, прежде всего в части доступа к экологической информации и обеспечению участия общественности в принятии решений.

2. Обеспечить скорейшую ратификацию Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо, 1991 г.) и Протокола по стратегической экологической оценке (Киев, 2003 г.) к указанной Конвенции.

Поддерживая в целом разработанные Минприроды России с участием общественности изменения в действующее законодательство, Форум считает необходимым ускорить совершенствование правового регулирования оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, в том числе, предусмотрев законодательное закрепление обязательного общественного обсуждения  воздействия на окружающую среду планируемой и иной деятельности.

3. Внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ», включив общественные организации и объединения, некоммерческие организации и граждан Российской Федерации в число субъектов общественного контроля; разработать и включить в закон положения, относящиеся к специфике общественного экологического контроля.

4. При разработке нормативных актов и других документов, необходимых для реализации  Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности справочников наилучших доступных технологий, обеспечить участие представителей гражданского общества в подготовке и обсуждении их проектов.

5. Разработать и внести в установленном порядке изменения в Градостроительный кодекс РФ, другие законодательные и подзаконные акты Российской Федерации для обеспечения охраны и расширения зеленых насаждений в городах, городских лесов, необходимых для реализации права жителей городов на благоприятную окружающую среду, в том числе обеспечивающие обязательное установление нормативов для населенных пунктов в разных природных зонах.

6. При доработке Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» исключить ослабление требований российского законодательства об охране окружающей среды и природных ресурсов.

7. Принять в установленном порядке законодательные и нормативные акты, направленные на совершенствование прав коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и защиту исконной среды обитания, в том числе устанавливающие правовые основы для оценки воздействия на их исконную среду обитания и традиционный образ жизни и этнологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, получения предварительного осознанного согласия при планировании этой деятельности на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов, усиления правового статуса территорий традиционного природопользования.

8. Включить в Лесной кодекс РФ понятие «лес», отражающее в том числе его экосистемные функции.

Форум также предлагает Минприроды России для обеспечения оперативного доступа общественности к экологической информации разработать и реализовать интерактивный проект, представляющий доступ к данным по охране окружающей среды, экологическому мониторингу, к информации, связанной с обеспечением экологической ответственности компаний, и другой оперативной информации.

Также Форум считает необходимым обеспечить выполнение международных стандартов экологической ответственности при планировании, финансировании и реализации энергетических проектов в России, в том числе осуществляемых в рамках российско-китайского государственного сотрудничества, и проведении консультаций с общественностью.

Форум обращается к органам государственной власти с предложением обеспечить широкое общественное обсуждение указанных законодательных изменений, а представителям гражданского общества активно участвовать в их разработке и обсуждении, что сможет реализовать реальное партнерство государства, бизнеса и гражданского общества.

Лина Зернова