Норвегия предлагает России новые технологии для ликвидации аварийных разливов нефти

frontpageingressimage_Tral-1.JPG Photo: Фото-А.Павлов

В Мурманске завершается Деловая неделя. На её рабочих площадках обсуждалось и международное сотрудничество при ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в Арктике. Этой теме посвятили один из двух «круглых столов» седьмой международной конференции «Освоение арктического шельфа – шаг за шагом» и часть мероприятий международной выставки технологий «SevTec’14». Так в рамках этого форума компания NorLense представила россиянам своё новое оборудование. Причем не на своём стенде в павильоне, а в акватории Кольского залива.

Есть чем поделиться

Норвежские компании давно и успешно занимаются разработкой оборудования для ликвидации разливов нефтепродуктов. И эти разработки достаточно быстро внедряются в жизнь. Например, береговая охрана Королевства уже имеет на своих судах совершенно новое устройство для сбора нефти. Производители назвали его «нефтяной трал». Он собирает жирную пленку с воды без применения дополнительных механизмов – скиммеров и временных ёмкостей для хранения собранного. Трал устанавливается на любом судне, что резко сокращает время реагирования на ЧП. Норвежским морякам или рыбакам достаточно спустить с кормы боновое заграждение, с помощью надувной лодки обогнуть им пятно, замкнуть боновый ордер на судно и начать траление.

– Во время сужения рукавов трала находящаяся внутри его нефтяная эмульсия начинает затекать в широкую горловину прикрепленной к тралу  ёмкости. Её после заполнения можно менять на новую. При этом эмульсия протекает через механизм, который разделяет её на воду и нефтепродукт. Действуя таким образом, можно собрать до 80% разлива. А применять трал возможно и при сложных погодных условиях, – сообщил директор NorLense Rossia Асбьёрн Клауссен.

Эффективно, но дорого

Российские специалисты всегда с интересом наблюдают за новинками, появляющимися у зарубежных коллег. Они знают, что иностранцы плохое оборудование использовать не будут, и, конечно, хотели бы иметь у себя все самое лучшее. Но есть одна серьезная проблема – цена вопроса. В России ослабляется рубль, растет курс иностранных валют, и на сегодняшний момент такой трал стоит больше 6 миллионов рублей.

bodytextimage_Tral-2.JPG Photo: Фото-А.Павлов

То есть, в реальности его могут купить только крупные нефтяные компании и государственные структуры.  Остальным остается только мечтать.

– Трал этот очень хороший, как и другая продукция норвежских фирм, производящих подобное оборудование. Он действительно нужен в Мурманской области. Но компании, которую представляю я, вряд ли под силу его купить. Но если одно из обслуживаемых нами предприятий приобретет его самостоятельно, то пользоваться им мы будем с удовольствием, – отмечает руководитель самого востребованного в регионе частного аварийно-спасательного формирования Александр Глазов.

Привыкли по старинке
 
Сейчас россияне ликвидируют разливы нефтепродуктов также, как и норвежцы, до появления новой технологии. Сначала спасатели отделяют пятно боновым заграждением с помощью лодок, а потом запускают вовнутрь ордера насос – скиммер, который засасывает нефтяную плёнку, и по шлангу перекачивает её во временные ёмкости, собранные на берегу или на палубе специального спасательного судна. При этом использование других судов не предусматривается. Метод этот используется давно и успешно, но, видимо, уже пора  подумать и о движении вперед. С этим, кстати, согласен наблюдавший за происходящим в заливе эксперт из Москвы.

– Норвежские коллеги у нас в этом деле впереди планеты всей, и можно только порадоваться тому оборудованию, которым они располагают. У нас есть субъективные причины, по которым мы пока его не используем, но сотрудничество при освоении Арктики – это важнейшее дело, так что надо бы присмотреться к этому тралу, – сказал заместитель директора аварийно-спасательной компании «ЭКОСПАС» Павел Козлов.

Кстати, оборудование для ликвидации разливов нефти не попадает под  западные санкции. Так что у северных стран остается возможность развивать сотрудничество ради сохранения хрупкой природы Арктики.

Алексей Павлов