В России три атомных судна не пустят на иголки по просьбе бизнеса и общественности

ingressimage_Sevmorput-SovSoyuz-12..png Photo: Фото: Bellona-Murmansk

Ещё совсем недавно на базе «Росатомфлота» стояли без дела выведенные из эксплуатации ледоколы «Советский Союз» и лихтеровоз «Севморпуть». Если ледокол планировался к вводу в эксплуатацию к 2015 году, то попытки приспособить лихтеровоз в качестве бурового судна закончились неудачей.

На данный момент ситуация изменилась: «Севморпуть» потребовался для освоения природных богатств Арктики – предполагается, что он будет работать в районе архипелага Новая Земля. Ну, а сроки восстановления ледокола «Советский Союз» немного поменялись, и было решено, что ему придется работать на арктических трассах. Есть еще один ледокол – легендарная «Арктика» – он выведен из эксплуатации навсегда и ожидает своей участи: у энтузиастов и общественности есть большое желание  сохранить его в качестве музея в Петербурге, может быть, в качестве филиала Российского государственного музея Арктики и Антарктики.

Работа не сложная, но кропотливая

Строго говоря, восстановление «Советского Союза» и «Севморпути» – работа не сложная. Как объясняют на атомном предприятии, в 2006-2007 годах эти суда были выведены из эксплуатации и поставлены в режим «отстоя» в силу падения спроса на услуги ледокольного флота (в эти годы компания «Норильский Никель» начала пополнять свой арктический флот судами для перевозки продукции). Они были выведены в эксплуатационный резерв с сохранением минимального количества экипажа для поддержания судна в годном техническом состоянии и ждали своей участи – либо  утилизация, либо продление срока эксплуатации.

– Сейчас суда находятся в исправном состоянии. Им необходимо пройти освидетельствование Российского морского регистра судоходства, выполнить незначительные ремонтные работы по восстановлению корпусных конструкций и освидетельствование многочисленных судовых механизмов. Грубо говоря, нужно разобрать их, убедиться в целостности, заменить изношенные детали и собрать их заново. И, конечно, после этого предъявить представителю Российского морского регистра судоходства, – сообщил начальник Управления технической эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Виктор Никитенко.

Исходя из экономического состояния предприятия, в 2015 году будет проводиться подготовка к капитальному ремонту ледокола. Это закупка запчастей, определение подрядных организаций, формирование ремонтных ведомостей и начало работ по продлению ресурса ядерной энергетической  установки (ЯЭУ). Она, кстати, до конца не выработала свой срок, но, тем не менее, её ресурс необходимо продлить до 150 000 часов. Опыт эксплуатации атомохода «Арктика» показал, что ЯЭУ могут работать и до 177 000 часов.

– Продление ресурсов ЯЭУ имеет под собой серьёзное обоснование. Оно проводится с привлечением головного исполнителя-проектанта этих установок ОАО «ОКБМ Африкантов» (ОАО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И. И. Африкантова», Нижний Новгород – ред.). Так, например, образцы корпуса реактора ледоколов «Ленин» и «Арктика» в свое время были вырезаны и отправлены для прохождения критических исследований на Кольскую АЭС. Работы по продлению ресурса ЯЭУ уже проводились для атомных ледоколов «Арктика», «Россия», «Таймыр» и «Вайгач». Тем более «Советский Союз» и «Севморпуть» имеют действующие лицензии на эксплуатацию ядерной установки, – пояснил первый заместитель гендиректора «Росатомфлота» Мустафа Кашка.

Единственный в мире

Лихтеровоз «Севморпуть»

bodytextimage_Sevmorput.jpg Photo: А.Раубе

в своё время был крупнейшим атомным судном. Он обладает уникальным, прочным корпусом класса Ark7 и способен ходить круглогодично по всей трассе Северного морского пути. К сожалению, исходя из отсутствия заказов на грузоперевозки, в 2006 году он был выведен в эксплуатационный резерв. «Росатомфлот», конечно, пытался придумать, чем можно его загрузить. В частности, была идея оснастить судно буровой установкой или найти заказчиков на перевозки любых грузов. Но всё упиралось в большие финансовые затраты на восстановление.

И вот за месяц до ожидаемого принятия решения об утилизации лихтеровоза неожиданно возник заказчик, которому понадобилось именно такое судно. Понятно, что «Росатомфлот» сразу приступил к восстановлению и в отличии от «Советского Союза», уже поставил лихтеровоз в плавучий док.

– В настоящее время судно находится в плавдоке СРЗ № 82 (поселок Росляково, в нескольких километрах от Мурманска), где проходит освидетельствование подводной части корпуса Российским морским регистром судоходства. Во время этой работы будет полностью перебрана рулевая группа, очищен и покрашен корпус, очищены и освидетельствованы внутренние цистерны. После этого судно будет поставлено к нашим причалам и начнется выполнение других работ, – продолжает Виктор Никитенко.

В процессе этих работ будут поставлены более современные вспомогательные дизельные установки, переделан камбуз, где установят современное оборудование, и так далее. В плане предприятия ввести лихтеровоз в строй в декабре 2015 года, а в начале 2016 года предъявить его заказчику. Окончательный ввод назначен на 30 марта 2016 года.

Зачем и кому это нужно?

Предполагается, что после 2015 года возникнет очень большая потребность  вывоза углеводородного сырья с арктических месторождений. Это «Ямал СПГ», проекты в районе Диксона, в Карском море и другие. То есть явно потребуется резкое увеличение количества ледокольных проводок. Мало того, уже сейчас на Северном морском пути есть острая потребность в ледокольном обеспечении транзитных и экспедиционных рейсов, а также задач военно-морского флота России. Военные начали активно заниматься созданием новых и восстановлением старых баз в Арктике в рамках новой военной доктрины.

Согласно подсчетам «Росатомфлота», нехватка ледоколов возникнет в момент пика перевозок. В конце 2015 года закончится продлённый ресурс мелкосидящих атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». В конце 2018 года заканчивается продлённый ресурс «Ямала».

– Таким образом, на рубеже 2017-20 годов возникнет необходимость активного использования ледокола «Советский Союз». Конечно, в 2018 году должен прибыть новый универсальный атомный ледокол, и будет ещё работать «50 лет Победы». Но тогда у нас будет 5 ледоколов, и то при условии продления сроков «Таймыра» и «Вайгача». Этого явно мало, – сообщил Мустафа Кашка.

Что касается лихтеровоза, то руководители предприятия нехотя, но сообщили, что «Севморпуть» будет, в основном, перевозить руду с архипелага Новая Земля. То есть, заказчиком его восстановления является компания, которая собирается разрабатывать там богатые месторождения. Она же будет его арендатором. Название этой фирмы в «Росатомфлоте» тоже называть не хотят, пояснив только, что это структура Госкорпорации «Росатом». Но если понадобится, то уникальный транспорт будут привлекать и к другим перевозкам. Главное чтобы он вышел в море.

По пути «Авроры», «Красина» и «Ленина»

В 2012 году общественные организации Петербурга обратились к Президенту с просьбой отказаться от утилизации ледокола «Арктика», перевести его в северную столицу и сделать частью Российского государственного музея Арктики и Антарктики. «Росатом» тогда сообщил, что вопрос должен решаться на уровне Министерства культуры РФ и Правительства Санкт-Петербурга. В конце октября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что рассматривает возможность создания филиала музея на списанном атомном ледоколе «Арктика»

bodytextimage_Arktika.jpg Атомный ледокол "Арктика" Photo: А.Раубе

.

– Однако габариты ледокола не позволят ему пройти под мостами. В связи с этим, постановка его на реке Неве в черте Санкт-Петербурга в границах мостов и выше не представляется возможной. Поэтому мы направили дополнительный запрос в ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» о возможности перехода ледокола из Мурманска в Кронштадт и установки его там для создания филиала музея, – сообщил губернатор депутатам Законодательного собрания Петербурга.  

Как оказалось, власти города даже присмотрели площадку для стоянки «Арктики» – это заброшенная территория Кронштадского судоремонтного завода. Он сейчас передан частному лицу, и данная территория ему просто не нужна.

В свою очередь, «Росатомфлот» готов подготовить ледокол к буксировке. Но сначала нужно знать, в каком именно виде «Арктика» нужна музейщикам. Варианта только два. Первый – полное удаление реакторной установки – эта операция никогда не проводилась на «Росатомфлоте». По оценке предприятия, на это нужно 2 года и примерно полмиллиарда рублей. Плюс буксировка судна на Балтику – это оплата работы трех океанских буксиров из расчета 60 тысяч долларов в день.

Второй вариант – реактор не удалять. Но в этом случае по правилам безопасности такого объекта у него должна быть эксплуатирующая организация. То есть, «Росатомфлоту» либо другой организации нужно будет его обслуживать по всем правилам – создавать необходимую инфраструктуру, содержать экипаж и так далее. А на это необходимы уже совсем другие средства.

– Конечно, если мы не удалим реактор, то воздействия на окружающую среду всё равно не будет. Но первый вариант для нас более сложный. А вот если идти по пути «Ленина», то это намного легче, – сообщил генеральный директор «Росатомфлота» Вячеслав Рукша.

Напомним, сейчас атомный ледокол «Арктика» находится у причала «Росатомфлота» в Мурманске и ждет очереди на утилизацию. Ледокол вошел в историю как первое надводное судно с ЯЭУ, достигшее Северного полюса.

Алексей Павлов