РЕПОРТАЖ: В области очистят стоки, а в городе пересядут на велосипеды

ingressimage_Shorter_1980s_bicycle.jpg Photo: Фото; Википедия, Bikecourier

«Зеленая» повестка дня Форума Стратегов обозначила следующие проблемы: пробелы в нормативно-правовом регулировании экологической безопасности, загрязнение водной среды, низкий уровень энергоэффективности и эко-мобильности.

Экологию спасут стандарты

«В России до сих пор отсутствуют нормативы допустимого воздействия на окружающую среду», – заявил ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН Михаил Бегак.

По словам Бегака, без принятия таких нормативов невозможна экологическая модернизация промышленности. С этой целью в будущем году планируется разработка проекта концепции перехода на принцип «наилучших доступных технологий» (НДТ), давно с успехом используемый в странах Европейского Союза.

В последующие годы начнется реализация комплекса мер по стимулированию производства в РФ современного оборудования на основе принципа НДТ. Это приблизит российскую промышленность к международным экологическим стандартам и позволит минимизировать воздействие на окружающую среду в целом.

«Переход к НДТ представляет собой решение с «двойным дивидендом», – убежден Бегак, – переход промышленности на энергоэффективность и экономики на более чистые технологии будет сопровождаться улучшением состояния окружающей среды и здоровья граждан».

Приоритет сточных вод

К приоритетным проектам в области экологии Балтийского региона Михаил Бегак относит прежде всего эффективную очистку сточных вод поселений Ленинградской, Псковской, Новгородской и Калининградской областей.

«Почти половина из 350 канализационных очистных сооружений (КОС), расположенных на территории Ленинградской области, осуществляют только механическую очистку, а 20% сливают стоки без очистки», – сказал Бегак. Три четверти КОС области устарели и требуют реконструкции. Выбросы парниковых газов от российских КОС составляют 7-13 Мт СО2– экв. и находятся между эмиссиями от производства извести и цемента.

Но для решения проблемы нужны не только технологические инновации, считает эколог. Необходимо также определиться с особым статусом КОС как природоохранного предприятия, вопросами собственности, изменением тарифной политики.

Другим приоритетным направлением, по мнению Бегака, является оптимизация способов обращения с осадком очистных сооружений Балтийского региона.

Как сообщил Бегак, энергетическое использование осадка с получением биогаза путем ферментирования более выгодно, чем сжигание сырого осадка: в первом случае можно получить 12 ГДж/т ила, во втором – только 8.

А чтобы биогаз мог конкурировать с природным газом, нужны «зеленые тарифы», – отметил Бегак.

Деньги на ветер

Опытом по внедрению универсальных возобновляемых источников энергии для устойчивого развития сельской местности поделилась координатор проектов АНО CКЦ «ПсковРегионИнфо» Наталья Красникова.

Задачей проекта «Восточный ветер» являлось исследование ветропотенциала Псковской области и, главным образом, популяризация ветроэнергетики.

«Наша цель – привлечение внимания к вопросам экологии и сохранения окружающей среды с помощью использования энергосберегающих технологий и альтернативных источников энергии», – рассказала Красникова.

Центр также занимается привлечением инвестиций на развитие современных энергосберегающих технологий для муниципалитетов.

В настоящее время центр реализует проект «Солнце и ветер», в котором участвуют Россия и Эстония – по два муниципалитета и одному НКО с каждой стороны. Суммарный бюджет проекта составил 936 126 евро. Партнерами с российской стороны выступила администрация Пыталовского и Гдовского районов Псковской области.

По словам Красниковой, на территории Эстонии заканчивается монтаж теплонасосов: в одном случае с использованием тепла воды, в другом – тепла земли.

«В рамках проекта в школах и детских садах установлены блочно-модульные котельные, которые работают на щепе, – сообщила Красникова. – Энергия солнца – солнечные модули – обеспечивают круглый год горячее водоснабжение, а ветрогенератор – освещение».

Пересесть на велосипед

По официальным данным, львиная доля загрязнения атмосферного воздуха Петербурга приходится на автотранспорт. Проект «Эко-мобильность» призван изменить ситуацию и сделать воздух в городе чище.

«Велосипедная инфраструктура вносит вклад в устойчивое развитие городов, создавая доступную и безопасную среду», – заявила координатор движения «Велосипедизация Петербурга» Дарья Табачникова.

Горожане должны пересесть на велосипеды, считает Табачникова – это улучшает состояние здоровья, уменьшает количество ДТП и снижает выбросы углекислого газа в атмосферный воздух.

Прогресс уже есть, сообщила Табачникова: в Петербурге за последние 3 года велосипедный трафик вырос в 4 раза.

В 2014-2016 году в Петербурге при участии Леонтьевского центра будет реализован проект «Эко-мобильность», посвященный продвижению экологичных видов транспорта. В рамках проекта пройдут акции по развитию велодвижения, «Дни без автомобиля», «зеленые» фестивали.

Лия Вандышева