Самое ядерно-опасное судно на севере России переведено на сушу

frontpageingressimage_Lepse3.jpg Photo: GTRK Murman

По словам руководителя «Беллоны-Мурманск» Андрея Золоткова, любая новость о том, что «Лепсе» приближается к утилизации – это хорошая весть. Даже не так важно, что это происходит с задержкой по срокам.

«Сегодня, когда судно оказалось на суше, можно забыть устрашающее словосочетание «плавучий Чернобыль», с сегодняшнего дня исчезла потенциальная опасность для Кольского залива. Можно поздравить коллектив «Нерпы» с успешным завершением очень важного этапа утилизации ПТБ «Лепсе», – уверен Золотков.

По словам директора Объединения «Беллона» (Норвегия) Нильса Бемера (Nils Bohmer), это знаменательный день.

«Беллона привлекла международное внимание к судну «Лепсе» в 1994 году, благодаря чему Евросоюз выделил финансовые средства на этот проект. С тех самых пор проект «Лепсе» стал важнейшим международным проектом. Мы рады, что плавтехбаза наконец-то переведена на сушу, и скоро начнется фактическая утилизация этого опасного судна».

«Постановка на стапель плиту, это тот этап, после которого уже точно нет возврата. Т.е., как говорил известный политик, «процесс пошел». Но с другой стороны, мы должны отдавать себе отчет в том, что наступает не только самый важный, но и самый опасный этап утилизации. И здесь надо проявлять максимальную осторожность и уже не торопясь, выполнить операцию по изъятию аварийных сборок, соблюдая максимальную безопасность», – считает председатель правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александр Никитин.

По словам первого заместителя генерального директора – главного инженера ФГУП «Атомфлот» Мустафы Кашки, это важнейший шаг, который позволит снизить потенциальные экологические риски от нахождения птб «Лепсе» в воде.

Кроме того, теперь можно «перейти к дальнейшим этапам проекта, а именно – по установлению вокруг судна защитного сооружения и последующей выгрузке ОЯТ», – говорится в официальном пресс-релизе предприятия.

bodytextimage_Lepse-1..jpg Photo: Photo: shipyard Nerpa

Напомним, что 22 октября плавтехбаза «Лепсе» была заведена на стапель-палубу плавдока на территории филиала «СРЗ «Нерпа». Доковая операция по постановке плавтехбазы в плавучий док «Паллада» длилась около десяти часов.

По словам представителя «Нерпы», в техническом плане это была достаточно сложная процедура, поскольку впервые постановка судна осуществлялась в блок-упаковку, закрепленную на стапеле плавучего дока.

bodytextimage_Lepse1.jpg Photo: Photo: shipyard Nerpa

Беллона уже сообщала, что за два года, которые судно находится на территории СРЗ «Нерпа», были проведены работы по срезке надстройки, подготовке и дооснащению открытой стапельной плиты, а также подготовке необходимой документации.

Предположительно, с декабря 2014 по февраль 2015 года будет производиться демонтаж оставшихся надстроек судна. Ближе к весне должна начаться разделка судна на 5 частей. Ожидается, что данный процесс займет весь 2015 год.

Информирование общественности

По словам руководителя Мурманской Беллоны, перед проведением потенциально-опасных работ необходимо провести еще одно важное мероприятие – общественные слушания/обсуждения по проекту выгрузки ОЯТ из хранилища.

Отметим, что в начале 2007 года на СРЗ «Нерпа» уже проводились общественные слушания в рамках ОВОС «Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проекта «Комплексная утилизация плавучей технической базы «Лепсе».

«Однако, с того времени утекло много воды, и было бы совершенно правильным провести открытый разговор по проекту, учитывая все изменения, которые произошли к настоящему моменту. То, что сегодня происходит с «Лепсе», – это всего лишь один из этапов подготовки к главной операции – выгрузке ОЯТ из хранилища судна. И здесь должна быть полная ясность по самой технологии и тем рискам, с которыми может столкнуться коллектив СРЗ «Нерпа» и персонал, который будет участвовать непосредственно в технологических операциях», – уверен Андрей Золотков.

Анна Киреева

anna@bellona.ru