News

Росатом: санкции не повлияют на выполнение международных проектов

Photo: Emelianinkov

Опубликовано: 23/09/2014

Автор: Анна Киреева

За последние десятилетия международные проекты по повышению ядерноий, радиационноий и экологической безопасности в Арктическом регионе дали положительные результаты, но многое еще предстоит сделать.

По словам начальника отдела координации и реализации международных программ Управления разработки и реализации программ реабилитации объектов наследия Госкорпорации «Росатом» Анатолия Григорьева, приоритетными проектами в Мурманской области остаются губа Андреева, Гремиха, птб «Лепсе», атомные подводные лодки (АПЛ) с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), суда атомного технологического обслуживания (АТО), а также надводные корабли с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ).

«Международное сотрудничество позволило значительно сократить сроки решения проблем, стоящих в конце прошлого столетия. Уверен, что заключенные договоры не пострадают из-за вводимых санкций», — отметил Григорьев во время 10-го социально-экологического конгресса в Архангельске.

«В 2007 году наши специалисты были уверены, что двух млрд евро будет достаточно для решения проблем ядерного наследия на Кольском полуострове. Однако, на сегодняшний момент мы потратили 2.5 млрд, и проблему еще решать и решать», — рассказал он.

Губа Андреева

Рассказывая о ходе проекта на самом сложном и противоречивом объекте — в губе Андреева, Григорьев отметил, что за время начала работы с 2001 года были разработаны проекты на все объекты инфраструктуры. Из 22 000 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) было вывезено только 292. Сейчас на площадке приступили к вывозу твердых радиоактивных отходов (ТРО): удалено ТРО с открытых площадок, 359 кубометров ТРО из 18 000 было вывезено на хранение в губу Сайда.

По словам руководителя проектного офиса «Ликвидация ядерного наследия Арктики» ФГУП «РосРАО» Владимира Хандобина, самое сложное в губе Андреева — сделать укрытие над блоками сухого хранения и начать вывоз топлива через ФГУП «Атомфлот» на перерабатывающий завод «Маяк» в Челябинской области.

Гремиха

Рассказывая о ходе работ в Гремихе, Григорьев отметил существенное улучшение радиационной обстановки на территории объекта.

bodytextimage_saida_future_SNF_management_plant.jpg Photo: Andrey Zolotkov

С территории бывшей береговой технической базы было вывезено все отработавшее ядерное топливо из водо-водяных реакторов утилизируемых АПЛ (898 ОТВС), выгружены все отработавшие выемные части (ОВЧ) ядерных реакторов с жидко-металлическим теплоносителем.

Специалисты разработали две технологии: по обращению с дефектным ОЯТ и по разборке отработавших выемных частей.

На сегодняшний момент из всего накопившегося объема ТРО, размещенных на территории отделения Гремиха, вывезено только180. В ближайших планах до 2020 года – разборка ОВЧ, выгрузка ОЯТ и вывоз всего этого на соответствующие объекты, как в Мурманской области, так и за ее пределы.
По словам Владимира Хандобина, в Гремихе осталось 9 ОВЧ, из которых надо выгрузить ОЯТ. Эта работа рассчитана на ближайшие 5-6 лет.

Губа Сайда

В декабре 2014 года планируется завершить сооружение и сдать российской стороне Региональный центр кондиционирования и долговременного хранения РАО вместимостью на 100 000 кубометров. Стоимость проекта составила более 300 млн евро.

bodytextimage_arrival-1..JPG Photo: Photo: Andrey Zolotkov

Уже завершено строительство 1 и 2 очередей пункта долгосрочного хранения реакторных отсеков (ПДХ РО), принято на временное хранение 64 реакторных отсека из 120. ПДХ РО рассчитан на хранение одноотсечных блоков до 70 лет.

Отработана схема приема на хранение ТРО с судов и автотехники. Производятся  работы с блоками, в которых находятся РО, и также проводятся операции по утилизации птб «Володарский».

Одной из серьезных проблем утилизации ядерного наследия Арктики, по словам Григорьева, является решение вопросов затопленных объектов в Северных морях. Главная проблема заключается в том, что у этих объектов, а их 11 штук, нет хозяев.

«Поднимать их надо сейчас: у Госкорпорации «Росатом» есть возможности сейчас разобраться с этими объектами, и еще остались специалисты, которые готовили корабли к затоплению», — уверен Григорьев.