Электроника – в погоне за «экорейтингами»

ingressimage_Natalie-Behring.jpg Photo: Фото: Natalie Behring

Недавно Гринпис выпустил новый доклад, где оценил экологичность 16-ти ведущих компаний, производящих бытовую электронику. Первый подобный «зеленый рейтинг» был выпушен в 2006 году, и с тех пор действительно многое изменилось. Постоянно растет число устройств, в производстве которых не используются опасные химические вещества. К примеру, Nokia, Sony Ericsson и Apple отказались от использования ПВХ и бромированных антипиренов (БА), а они охватывают более 50% рынка мобильных телефонов.

Несколько хуже обстоят дела с производством компьютеров. Пока только Apple смог исключить применение ПВХ и БА из всех компонентов компьютеров, включая внешние кабели.

В свое время Samsung, один из крупнейших производителей телевизоров, обещал, что прекратит использовать при их производстве ПВХ и БА, однако переоценил свои силы. Так что сейчас телевизоров свободных от этих веществ на рынке нет.

Рядом с Samsung «стоит» компания Dell, которая тоже раздавала обещания и не выполнила их. Если же обращаться к новичкам рынка гаджетов – компаниям Amazon и Microsoft, то приходится признать, что их обещания экологизировать производство выглядят крайне слабо.

Отдельно стоит сказать о производителях малобюджетных смартфонов – Huawei, Xiaomi

и Micromax. Они увеличивают свое присутствие на рынке, но не торопятся принимать какие-либо обязательства по исключению опасных веществ. Поэтому они могут свести на нет тот экологический прогресс, который достигнут в этой индустрии в последние 5 лет.

Между тем, объемы продаж мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков растут – к концу 2014 года ожидается объем продаж в 2,5 млрд штук. В связи с этим нужно предпринимать срочные меры по предотвращению экологического ущерба, ведь объем электронных отходов к 2017 году возрастет почти до 66 млн тонн. Переработка этих отходов уже выросла в серьезную проблему, так как, хотя открываются все новые и новые мощности по сбору и переработке, объемы потребления растут опережающими темпами.

Людей, не представляющих своей жизни без гаджетов, становится больше буквально с каждой секундой. Растет и скорость обновления этих «модных штучек». В то же время, радует, что становится больше и ответственных потребителей, которые хотят использовать более экологичные и долговечные устройства, тем более что это вполне возможно.

Существующие технологии позволяют находить и использовать то сырье, которое добывается и обрабатывается наиболее экологичными способами; снижать количество и объем упаковки; повышать срок эксплуатации товаров; собирать и перерабатывать отслужившие гаджеты в новые приборы. Некоторые компании заметно продвинулись в таких вопросах как переработка пластика, отказ от незаконно добываемого сырья и пр. Тем не менее, современная модель производства пока еще остается несовершенной и опасной для окружающей среды и человека.

При оценке экологичности производителя очень важен такой фактор как «углеродный след». Производство телефонов, ноутбуков и прочих гаджетов, сосредоточенное в Восточной Азии, требует огромного количества энергии. Сырьем для ее получения тут в основном служит уголь. Лишь некоторые компании, такие как Huawei или Lenovo используют на своих китайских предприятиях солнечные панели. Есть еще вдохновляющий план у Apple – перевести завод по производству дисплеев для iPhone на возобновляемые источники энергии.

Грязная угольная энергетика влияет на окружающую среду и здоровье человека не только напрямую – выбросами целого спектра вредных веществ. Она является основной причиной глобального изменения климата. Крайне важно, чтобы HP, Dell и Apple, которые имеют производства в Китае, участвовали в развитие возобновляемой энергетики. Это же относится и к таким компаниям как Sharp, Panasonic, Samsung, LG Electronics и другим, которые работают в Японии, Южной Корее и Тайване.

Хотя в целом компании стараются развивать политику сокращения выбросов парниковых газов, общий их объем по отрасли продолжает расти, так как спрос растет быстрее, чем снижается объем выбросов на единицу произведенной продукции.

Итак, хотя индустрия электроники предпринимает конкретные шаги в правильном направлении, основные проблемы пока не решены. Некоторые программы ведущих мировых брендов можно расценивать как успешные, но сообщество производителей электроники в целом меняют свою производственную политику весьма неохотно. И здесь большая роль принадлежит потребителям – голосуя «кошельком», они смогут заставить встать на путь исправления даже самых закоренелых нарушителей экологических норм.

Игорь Ядрошников