News

НКО и власти: если враг не сдается – его уничтожают

Фото: Юлия Климова/Мемориал

Опубликовано: 23/07/2014

Автор: Лия Вандышева

Минюст снова воспользовался правом принудительно включать в иностранные агенты НКО, деятельность которых не устраивает власти. Правозащитники возмущены тем, что государство ведет борьбу не с теми, кто нарушает права граждан, а с теми, кто выявляет эти нарушения.

21 июля «в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесены 5 некоммерческих организаций», – говорится в пресс-релизе Министерства Юстиции РФ.

Четыре из них – «Мемориал», «Агора», «Общественный вердикт», а также «Юристы за конституционные права и свободы» – попали в реестр на основании представления прокуратуры, сообщает сайт ведомства.

В телефонном разговоре, состоявшемся сегодня утром, представитель «Юристов за конституционные права и свободы» Анита Соболева сообщила «Беллоне», что в организации узнали о включении в реестр только вечером 21 июля.

«Это очень неприятный и преждевременный факт: суды еще не закончились, – отметила Соболева, – странно, почему нужна такая спешка».

По словам Соболевой, прокурорская проверка, проведенная  в феврале-марте, нарушений не выявила, однако Минюст в своем решении сослался на представление прокуратуры от 7 мая 2013 года. «Хотя тогда мы свой долг перед прокуратурой выполнили, и то, что их не устраивало в Уставе, поменяли, – сказала юрист. – Мы в недоумении».

«Минюст нарушает принцип правовой определенности, внося в реестр НКО, которые находятся на стадии обжалования прокурорских представлений», – цитирует представителя правозащитного фонда «Общественный вердикт» Фурката Тишаева информационное агентство РАПСИ.

Как сообщил «Беллоне» по электронной почте представитель Фонда Олег Новиков, «Общественный вердикт» подал заявление в Замоскворецкий районный суд Москвы об обжаловании решения Минюста РФ о включении Фонда в реестр НКО иностранных агентов, а также обратился в суд с ходатайством, где просит приостановить действие оспариваемого решения Министерства юстиции о включении Фонда в реестр иностранных агентов до момента вступления в законную силу решения суда».

«Деятельность Фонда не направлена на изменение государственной политики», – считает представитель Фонда. При этом правозащитник убежден, что «публикация государственным органом названия Фонда под заголовком «Иностранный агент» создает препятствия для активной общественной работы», так как «термин «иностранный агент» в русском языке исторически носит острый негативный оттенок».

По мнению юриста экологического правозащитного центра «Беллона» Артема Алексеева, «фонду «Общественный вердикт», который  еще с марта 2013 года оспаривает незаконные решения прокуратуры о выявлении  в деятельности организации признаков политической деятельности, могут быть  созданы все возможные процессуальные барьеры для оспаривания решения». Алексеев считает, что одним из таких барьеров может послужить принятое Мосгорсудом решение об отказе в удовлетворении  жалобы фонда. «Поэтому, на мой взгляд, шансы на победу здесь невелики», – полагает юрист.

«Мы не считаем себя иностранным агентом и будем работать так, как работали», – заявила по телефону руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова.

«Беллона» направила в Министерство юстиции РФ запрос о ситуации с НКО, однако на момент публикации статьи ответа из ведомства не поступило.

«Мы будем юридически реагировать, не исключая судебного обжалования. Тактика сейчас определяется», – рассказал «Беллоне» Дмитрий Колбасин,  руководитель отдела информации Ассоциации Агора, записанной Минюстом в реестр иностранных агентов.

«Мы планируем судиться», – сообщила «Беллоне» по электронной почте председатель калининградской «Экозащиты» Александра Королева. По словам Королевой, «ничего нового не произошло с тех пор, как 20 июня нам выдали предписание, в котором сообщили, что Минюст считает нас иностранными агентами». «25 августа состоится суд, который должен подтвердить (или нет) это мнение об «Экозащите», – рассказала Королева.

«Работа со статусом «иностранного агента» для нас неприемлема, – заявил «Беллоне» сопредседатель «Экозащиты» Владимир Сливяк. – Если нас будут заставлять принять статус, и мы не сможем выиграть суд – тогда мы закроем юрлицо и попробуем иначе организовать свою деятельность».

Сливяк убежден, что деятельность «Экозащиты» неполитическая и направлена на защиту экологических прав российских граждан. «Мы не согласны с позицией Минюста, который, возможно, вместе с Росатомом пытается нейтрализовать одну из экологических организаций, критикующих атомную энергетику в России», – сказал Сливяк.

По сообщению ИТАР-ТАСС, вчера в Кремле на заседании Совета безопасности России президент Владимир Путин сказал: «крайне важно, чтобы активную позицию занимало наше гражданское общество, реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма».

«Но ведь именно этим и занимаются организации, которые были внесены в список «иностранных агентов» –  защищают права и свободы человека в России, противодействуют радикализму, – комментирует сложившуюся ситуацию исполнительный директор экологического правозащитного центра «Беллона» Николай Рыбаков. – Поэтому получается, что формально президент говорит о важности гражданского общества, а на деле – лучшие российские НКО преследуются властями. И режим благоприятствования создается только для организаций, ориентированных на власть».

Николай Рыбаков также назвал действия Минюста «противоречащими здравой логике» и «противоречащими истинными интересами страны».

В заявлении правозащитного центра «Мемориал», размещенном на сайте организации, отмечается, что «нормы об «иностранных агентах» направлены не на решение реальных проблем, стоящих перед страной, но лишь на ослабление гражданского общества России», и что «вместо борьбы с нарушениями прав граждан государство ведет войну с теми, кто выявляет эти нарушения».

«Закон [об иностранных агентах] позорит Россию, он не подлежит улучшению или исправлению и должен быть отменен» – говорится в заявлении «Мемориала».

 

Статья подготовлена при участии Марии Каминской