Российско-норвежские учения «Баренц 2014» прошли в суровых погодных условиях

frontpageingressimage_spasatel-kavdeykin1.jpg

“Баренц»- единственные учения, проводимые в Арктике на ежегодной основе, поочередно российской и норвежской сторонами. Задачи не меняются последние 17 лет – отработать взаимодействие двух стран в спасении терпящих бедствие судов и ликвидации аварийных разливов нефти в Баренцевом море. В этом году организаторами были норвежцы.

По сценарию, в районе Варангер фьорда (Норвегия) столкнулись два судна, причем одно из них – танкер с 2000 тонн нефтепродуктов. Танкер получил пробоину, а на втором судне начался пожар. Экипажи судов насчитывали 20 человек.

На танкере возникла угроза затопления, и экипаж покинул судно. Второй корабль нуждался в помощи по тушению пожара и спасению людей, находившихся в задымленных помещениях. Объединённый спасательно-координационным центр Северной Норвегии (JRCC) принял сигнал бедствия, произвел оповещение судов в районе бедствия и запросил помощи у русских соседей.

– Сигнал SOS поступил в 10.45. Он тонул в помехах, так как судовая рация работала на пределе досягаемости, ведь до ретранслятора в порту Вардё 25 миль. Тем не менее, информация была принята: в 10 милях терпит бедствие норвежское судно, на борту 6 человек, требуется наша помощь. Сразу определились, что для перехода нам надо 1 час 20 минут, – рассказывает Сергей Сицов – капитан спасательного судна «Микула», первым услышавший радиосообщение.

Кроме «Микулы» к месту учений выдвинулись многофункциональное спасательное судно «Спасатель Кавдейкин», спасательный катер-бон постановщик «Маркаб», водолазный катер «Водолаз Печкуров», корабль пограничного управления ФСБ России, а также корабли Береговой администрации Норвегии NSO Crusader, Kraft Johanssen, Hornoya, Else-K, Los 115, самолет по поиску разлива нефтепродуктов B350ER и суда Береговой охраны Harstad и Farm.

Иголки в стогу сена

Когда все корабли собирались в нужном квадрате, северный ветер усилился до 15 метров в секунду, температура упала до 6-8 градусов, и район учений накрыла белая пелена. И это как раз в тот момент, когда спасали должны искать условно пострадавших. В таких условиях не смогли помочь даже авиация Северного флота и НАТО, которая тоже принимала участие в этих учениях.

– 5 июня экипажи самолетов Ил-38 и вертолетов Ми-8 морской авиации Северного флота приступили к выполнению задач поисково-спасательного обеспечения в Баренцевом море. Со стороны Норвегии работали вертолет «Sea King» и разведывательный самолет «Orion P3» Морской патрульной службы. Главной целью участия военных является достижение наибольшей эффективности и быстроты действий в условиях ЧС, происходящих в Арктике, – говорится в сообщении пресс-службы Западного военного округа.

Первоначально, самолеты должны были с воздуха навести спасателей на пострадавших, а вертолеты вывести их на сушу. Но туман не дал им никаких шансов, поэтому россиянам прошлось искать покинувший танкер экипаж по старинке, высматривая манекены в бинокль. Работы велись несколько часов подряд и все же завершились успехом.

Одновременно, на горевшее судно была высажена аварийная партия, эвакуированы члены экипажа, находившиеся в задымленных помещениях, а огонь потушили мощными водяными пушками «Спасателя Кавдейкина» и «Микулы».

– Были действительно тяжелые условия, и они внесли коррективы в работу. А так в основном работа сделана была отлично. И я бы не сказал, что было сложно, люди всё-таки профессионалы своего дела, – отметил российский координатор учений, заместитель начальника «Морского спасательного координационного Центра» администрации морского Порта Мурманск Олег Бурый.

Людей нашли, море почистили

Спасти тонущих людей – это только одна из задач. Вторая – спасти море от загрязнения. Поэтому, несмотря на практически нулевую видимость, российский катер-бонопостановщик «Маркаб» стал устанавливать боны. Страховало его новое спасательное судно «Спасатель Кавдейкин», предназначенное для сбора с поверхности моря нефти-водяной смеси, водолазных работ во льдах, оказания помощи терпящим бедствие, буксировки кораблей водоизмещением до 200 000 тонн.

Мурманский филиал «Морской спасательной службы России» задействовал его в морской части учений впервые. На этом судне установлен комплекс оборудования, который способен локализировать, а потом и ликвидировать крупный разлив нефтепродуктов. Он состоит из боновых заграждений, катеров–бонопостановщиков, траловых систем и насосов – скиммеров. Когда судно подходит к месту разлива, на воду спускаются два катера и боны. Катера устанавливают их вокруг пятна, потом в образованный бонами ордер погружаются насосы, и начинают качать нефть в имеющиеся цистерны (танки) на судне.

Актуальность зашкаливает

Этот этап учений очень актуален в условиях активизации освоения углеводородных месторождений Арктики, а также при увеличении количества танкеров с нефтью и любых других судов, следующих Северным морским путем. Ведь существуют риски их столкновения не только с судами, но и со льдами. А это значит, что разливов нефти не избежать.

Уже сейчас сигнал «SOS» в приграничных водах звучит все чаще, что вынуждает спасательные силы находиться в постоянной готовности. Так, с нашей стороны, в районе рыбного промысла постоянно несет дежурство, как минимум, одно спасательное судно, и ещё один буксир находится в постоянной готовности в Мурманском порту.

– Раз в месяц на море стабильно происходит ЧС, где наши спасатели оказывают помощь. Чаще всего, это поломка рулевого устройства, главного двигателя, в рыболовном флоте это намотка промыслового снаряжения на винты, – сообщил заместитель начальника по эксплуатации флота и безопасности мореплавания ФГБУ «Северный Экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» Василий Воробьев.

На данных учениях дизельное пятно не осталось на месте и направилось к берегу, создавая угрозу его загрязнения. Но участникам учений все же удалось остановить его движение, а потом и провести работы по его ликвидации. При этом Гидрометцентр Мурманской области даже применил программу по прогнозированию движения нефтяного пятна с учетом гидро-и метеоусловий в районе бедствия.

Надо признать, норвежские партнёры в этот день не скупились на слова восхищения мужеством российских моряков. В следующем году учения «Баренц» состоятся под руководством российской стороны. Они также намечены на начало июня.

Алексей Павлов