От понимания красоты природы – к гражданскому активизму по защите окружающей среды

ingressimage_2014-05-30_1333_Bellona_0141_1.jpg Photo: Фото: Александр Сигаев

Дискуссия на секции проходила в формате обмена опытом между представителями некоммерческих экологических организаций и учреждений образования. Обобщая множество примеров, которыми делились участники, деятельность по распространению экологической информации среди населения можно условно разделить на три ветви.

Первая – это работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, где целью является показать красоту и хрупкость природы, познакомить детей с живым миром и дать понять, что они сами являются частью этого мира. Алексей Торопов из Сибирского экологического агентства (Томск) приводил пример книжки-раскраски для детей и говорил о том, что детей надо учить чувствовать себя хозяевами Земли и заботиться о ней.

Вторая ветвь – это работа со старшими школьниками и студентами, когда важным становится рассказать о проблемах, о вредном влиянии некоторых видов деятельности человека на окружающую среду и способах его уменьшения. На этом этапе оказывается эффективным устраивать исследовательские конкурсы, когда ребята могут изучать какую-то проблему как с теоретической, так и с практической стороны.

В качестве примера Альберт Гарапов из Антиядерного общества Татарстана рассказывал о школьном исследовании влияния работающего мобильного телефона на процесс вылупления цыплят и их дальнейшее развитие. Оказалось, что постоянное нахождение яиц в непосредственной близости от телефона замедляет процесс вылупления цыплят и повышает риск появления физических патологий.

bodytextimage_2014-05-30_1253_Bellona_0091_1a.jpg Photo: Фото: Александр Сигаев

Екатерина Блокова из Экологического правозащитного центра «Беллона» делилась опытом проведения конкурсов для школьников «Природа, Человек, Страна» и прошедшего два года назад международного конкурса B3: Bellona Barents Baltic, а также ежегодного конкурса для студентов-юристов «ЭКО-ЮРИСТ».

Третья ветвь – это работа со взрослыми гражданами. Здесь стоит задача сложнее: необходимо не только объяснить причины вредного воздействия на окружающую среду, но и побудить к действиям, которые помогут решить проблемы. В этом помогают разные инструменты – и издание специальной литературы, направленной на разные целевые группы, и организация общественных обсуждений конкретных проектов, дебаты, круглые столы с приглашением экспертов, публичные уличные акции, распространение информации в социальных сетях и многое другое.

В заключение обсуждения на секции Антон Хвостов из Центра социально-правовых и природоохранных инициатив (Саратов) порассуждал на тему правильного использования терминологии и призвал участников различать «экологию» как науку и как деятельность по охране окружающей среды, которой занимаются активные граждане и специализированные НКО. Зачастую в СМИ всех гражданских активистов, защищающих окружающую среду, называют экологами, что далеко не всегда верно: такое неправильное использование термина сложилось по причине невозможности заимствования английского аналога из-за сложности его произнесения – слово инвайронменталист (environmentalist) на русский лад труднопроизносимо – и потому используют простое, также заимствованное из иностранного языка, слово «эколог», сказал Хвостов. Участники обещали подумать над изобретением нового слова, которое могло бы точнее охарактеризовать активистов-защитников окружающей среды.

 

Организованная Экологическим правозащитным центром «Беллона» IV Всероссийская конференция экологических активистов «Экология России: Право на жизнь» состоялась на средства гранта, выделенного в соответствии с программой выделения государственных (президентских) грантов для НКО (Распоряжение Президента Российской Федерации от 18 сентября 2013 года № 348-рп) и при поддержке Общероссийского общественного движения «Гражданское достоинство».

Ксения Вахрушева