С платформы «Приразломная» отгрузили первую нефть

frontpageingressimage_Prirazlomnoe_neft.jpg

«Это, по сути, начало большой масштабной работы нашей страны в Арктике по добыче минеральных ресурсов, по добыче нефти, и особенно приятно отметить, что это связано не только с добычей. Осуществление этого и подобных ему проектов существенным образом уже влияет, и дальше будет позитивно влиять на развитие российского машиностроения, судостроения. Два крупных танкера ледового класса будут обслуживать эту платформу практически круглогодично. И это говорит о дальнейших позитивных шагах в развитии судостроительной промышленности Российской Федерации», – заявил Президент России Владимир Путин во время телемоста с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, находящимся на тот момент на самой платформе.

Гордость машиностроения?

Беллона уже сообщала, что платформа «Приразломная» представляет собой сочетание российского долгостроя и иностранного сэкондхэнда.

По словам партнера консалтинговой компании РусЭнерджи Михаила Крутихина, это были «двадцать лет позора».

В интервью телеканалу «Дождь» эксперт напомнил, платформа была заложена в 1995-м году, но разобрана в 1996-м, поскольку «проект был абсолютно безобразный». Иностранные инвесторы – сначала из Австралии, потом из Германии – по очереди выходили из проекта из-за того, что «проект экономически абсолютно провальный».

«Наши корабелы на заводе «Севмаш» способны сварить очень простенький кессон, а вот верхнюю площадку они варить не умеют. «Роснефть» решила купить списанную в металлолом платформу «Хаттон», которая была построена еще в 1984 году. Они купили верхушку этой платформы – абсолютно антикварная вещь. Потом выяснилось, что в ней какие-то радиоактивные счетчики, которые забыли снять, то есть была «грязная» и  «фонила». Ее «чистили» и строили дальше», – рассказал он в интервью телеканалу.

bodytextimage_Prirazlomnoe-neft-2.jpg

«Качество строительства было такое, что когда ее, наконец, отволокли на место, и криво поставили, по дороге от платформы стали отваливаться детали. И после того, как ее все-таки поставили на правильное место, ее еще два года достраивали на месте», – напомнил Крутихин.

Экономика проекта

По словам руководителя энергетического отдела «Greenpeace России» Владимира Чупрова, «Газпром» ставит под угрозу природу всего региона ради мизерного количества низкокачественного сырья: в этом году «Газпром» рассчитывает добыть на «Приразломной» 300 тысяч тонн нефти — это всего 0,06% от годовой добычи в стране.

Михаил Крутихин, тоже пришел к выводу о том, что нефть с «Приразломной», скорее политическая, а не экономическая, хотя, при сегодняшних ценах на нефть, «в этом проекте можно работать».

«Себестоимость нефти на самой платформе уже 40 долларов за баррель. Перевозка маленькими танкерами очень дорога, она геометрически увеличивает стоимость нефти. Если цена на нефть упадет до 80-90 долларов за баррель, то проект не будет экономически выгоден вообще», – уверен эксперт.

Транспортировать нефть будут двумя маленькими танкерами «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом по 70 тысяч тонн каждый.

bodytextimage_IMG_0231.JPG

Напомним, что на сегодняшний день накопленные инвестиции по проекту составляют около 90 миллиардов рублей. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения, находящегося  на шельфе Печорского моря в 60 км от берега, составляют 71,96 миллиона тонн, проектный уровень добычи – около 6 миллионов тонн в год (будет обеспечен после 2020 года). Всего за текущий год планируется добыть не менее 300 тысяч тонн.

Экологические риски

Беллона уже сообщала, что экологическая составляющая проекта не выдерживает никакой критики, компания-оператор категорически не желала обсуждать проблемы с экологами, вследствие чего активисты Greenpeacе атаковали платформу осенью прошлого года и были задержаны.

bodytextimage_963952274.jpg

На прошлой неделе стало известно, что Greenpeacе обратился в Генеральную прокуратуру России с требованием проверить, соответствует ли требованиям российского законодательства план ликвидации аварийных разливов нефти (план ЛАРН) для платформы «Приразломная».

«Компания почти 20 лет готовилась к этому моменту, но начала добычу с нарушений федерального законодательства и даже не постаралась разработать адекватный план действий в случае аварии на море. Это показывает отношение «Газпрома» к природе Арктики и к охране окружающей среды в целом. Аварии на «Приразломной» более чем вероятны, и «Газпром» к ним совершенно не готов», — уверен Владимир Чупров.

Однако, во время отгрузки нефти с платформы, глава «Газпрома» Алексей Миллер заверил Президента страны в том, что «проектное решение полностью исключает возможность разлива нефти, как при добыче, так и при загрузке».

Министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской не оспаривает существование экологических рисков даже при минимальных объемах добычи, но обещает внимательно следить за проектом.

«Экологические риски проекта, учитывая, что добыча минимальная, пока не очень высокие. Хотя проект должен соблюдать все нормы, установленные законодательством. Важно, чтобы никаких вопросов, в том числе экологических здесь не возникало. Внимание к этому проекту будет и дальше достаточно серьезным, не только с нашей стороны, но и со стороны общественности», – цитирует Донского «Нефть России».

Платформа «Приразломная» является первой в мире стационарной платформой, используемой для добычи углеводородов на арктическом шельфе. Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки. Платформа обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение, добычу, хранение, подготовку, отгрузку нефти.

В рамках долгосрочных соглашений по перевозке нефти между ОАО «Совкомфлот» и ООО «Газпром нефть шельф» (оператор проекта, дочернее предприятие ОАО «Газпром») транспортировку углеводородов будут осуществлять танкеры усиленного ледового класса Arc 6. Первый танкер, по данным данным СМИ, следует в порт Роттердам.

Анна Киреева

anna@bellona.ru