Арктические запасы и их разработка снова в центре внимания

frontpageingressimage_25361088.jpg

По словам заместителя председателя комитета по энергетике Госдумы России, президента Российского газового общества Павла Завального, законопроект призван усовершенствовать законодательство, касающееся работы на арктическом шельфе России.

«Имеющаяся нормативная база в данной сфере еще недостаточна и имеется множество вопросов, требующих разрешения», – завил он в ходе конференции «Нефть и газ российской Арктики» Adam Smith Conferences, открывшейся сегодня в Москве.

«Освоение богатейших запасов углеводородов в Арктике – одно из стратегических направлений обеспечения глобальной энергетической безопасности, в условиях постоянно растущего спроса на энергоресурсы. Российское государство видит развитие арктических проектов нефтегазодобычи в числе своих важнейших приоритетов», – цитирует Завального официальный сайт конференции.

Завальный также подчеркнул, что Арктические проекты являются настоящим вызовом для мировой нефтегазовой промышленности, поскольку работа в Арктике требует решения сложнейших вопросов, связанных с климатическими особенностями, технологическими сложностями, потребностями в дополнительной инфраструктуре и необходимостью сохранения хрупкой экосистемы.

Арктические запасы

На данный момент в Арктике обнаружено 60 крупных месторождений углеводородов, 43 из которых расположены в российском секторе. По оценкам специалистов, сейчас в Арктике находится до 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти. Суммарный объем извлекаемых ресурсов российской части Арктики оценивается в 106 миллиардов тонн нефтяного эквивалента.

По словам вице-президента «Роснефти» по энергетике, промышленной безопасности, охране труда и экологии Андрея Шишкина, до 80% прироста запасов углеводородного сырья будет происходить именно в арктическом регионе.

bodytextimage_Shishkin.jpg

«Работа в Арктике предполагает гораздо более качественные стандарты. Пожалуй, проекты по освоению Арктики равносильны освоению космоса. И по деньгам это, фактически, то же самое. Как правило, разведочное бурение в Арктике требует как минимум два ледокола», – заявил на конференции вице-президент одной из самых грязных, с экологической точки зрения, российских нефтегазовых компаний.

Норвегия останавливает бурение у границы с Россией

В то же самое время глава норвежского парламентского комитета по вопросам энергетики Ула Эльвестуэн (Ola Elvestuen) заявил, что Норвегии не следует вести поиск и добычу нефти у границы с Россией в сложившейся политической ситуации, сообщает БаренцОбзервер.

Согласно договору о разграничении пространств Баренцева моря между двумя странами, все месторождения, заходящие на линию границы, должны разрабатываться Норвегией и Россией совместно.

Министерство нефти и энергетики Норвегии выставило ряд лицензионных участков из приграничного района на 23-й лицензионный раунд.

bodytextimage_ola_elvestuen.jpg

По словам Ула Эльвестуэна, чье мнение поддерживают не все члены возглавляемого им комитета, месторождения, которые могут находиться в этом районе, скорее всего, переходят линию границы, значит, Норвегия может попасть в затруднительное положение.

Бурение в Карском море с опережением графика

В 2014 году, на год раньше первоначальных планов, «НК «Роснефть» совместно с ExxonMobil осуществит бурение первой поисковой скважины на структуре Университетская в Карском море.

«С этого года «Роснефть» начинает работать в арктическом регионе. В августе мы начинаем бурить в Карском море свою первую скважину «Университетская» и планируем получить первые итоги уже к концу ноября», цитирует Шишкина «Ведомости».

В начале апреля компания сообщала, что основной объем сейсморазведочных работ и инвестиций в геологоразведку в 2014 г. компания сосредоточила на российском шельфе – производится подготовка перспективных структур к постановке глубокого бурения. Запланировано бурение двух скважин — в Карском море (Восточно-Приновоземельский — 1 лицензионный участок) и в Каспийском море (Северо-Каспийский лицензионный участок).

По данным компании, оценка ресурсной базы только этого блока составляет более 35 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента, а ресурсов Карского моря в целом — более 100 миллиардов баррелей.
Бурение одной поисково-разведочной скважины в Карском море, где безледовый период составляет 45 дней, происходит в два сезона. В первый сезон бурится скважина, во второй сезон проводится перфорация.

Стоимость бурения одной поисково-разведочной скважины в Арктике составляет около одного миллиарда долларов, и требует 13 судов снабжения.

Арктические проекты требуют инфраструктуры и обеспечения судами

В настоящее время «Роснефть» владеет 46 лицензиями на разведку и добычу нефти и газа на шельфах морей России с суммарными ресурсами, превышающими 42 миллиарда тонн нефтяного эквивалента, включая 34,6 миллиарда тонн нефтяного эквивалента на арктическом шельфе.

По словам Шишкина, только лицензия на Карском море требует до 2020 года 102 буровые установки и около 300 судов обеспечения. «Ключевое направление – это управление ледовой обстановкой. Если ты не можешь управлять ледовой обстановкой, значит, ты не можешь управлять никаким проектом в Арктике. Это закон» – заявил он сегодня на конференции.

Для ледокольного обеспечения транспортного пути в Карском море потребуется минимум 3 ледокола, поскольку газовоз шире танкера, и для его проводки необходимо два ледокола, а третий должен находиться в запасе.

Шишкин подчеркнул, что инфраструктура Северного морского пути не отвечает требованиям, которые к нему должны предъявляться.
«Северный морской путь на сегодняшний день достаточно не отвечает требованиям, которые должны предъявляться в Арктике», – сказал он, объяснив, что дело не только в  недостаточности ледокольного обеспечения.

«Навигационные станции должны быть расположены на всем протяжении Севморпути, нет доступа к инфраструктуре снабжения, а для вывоза углеводородов только с месторождений Карского моря потребуется создание системы комплексного управления ледовой обстановкой», – цитирует Шишкина портал ПортНюьз.

По его словам, для освоения всего шельфа потребуется «совершенно иной подход и совершенно иное отношение государства, чем было до сих пор». Однако он отнес арктические проекты к рентабельным, обозначив основные проблемы освоения арктических месторождений: необходимость производства оборудования повышенной прочности, сложную логистику и обеспечение экологической безопасности.

Анна Киреева

anna@bellona.ru