Новые атомоходы типа ЛК-60 будут строить на Балтийском заводе

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и “Росатом” смогли договориться о строительстве двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60), пишет газета «Коммерсантъ». Исполнителем контракта, скорее всего, все же станет входящий в ОСК Балтийский завод, но цена заказа снизится лишь на 2 млрд руб. При этом “Росатом” рассчитывает контролировать расходование средств. Эксперты полагают, что отследить это полностью будет сложно, но тянуть с заказом дальше нельзя: уже сейчас срок сдачи судов может сдвинуться на год.

В пятницу глава госкорпорации “Росатом” Сергей Кириенко провел на Балтзаводе совещание с менеджментом предприятия и представителями ОСК, рассказали источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. По их данным, на совещании, в частности, обсуждалось строительство двух серийных атомных ледоколов ЛК-60. Собеседники “Ъ” говорят, что для “Росатома” было “важно принять окончательное решение” по размещению заказа, чтобы не допустить срыва сроков строительства. “Росатом” и ОСК долго не могли договориться о цене и согласовать финансовую модель контракта и его непосредственного исполнителя.

По данным источников “Ъ”, было принято “принципиальное решение”, что Балтзавод все же исполнит заказ за предложенные “Росатомом” 84,4 млрд руб. Летом 2013 года правительство утвердило бюджетное финансирование ЛК-60 на уровне 86,1 млрд руб., затем “Росатом” снизил стоимость контракта до 77,5 млрд руб., а более дорогую заявку Балтзавода, считавшегося единственным претендентом, отклонили. В декабре “Росатом” объявил новый конкурс с ценой 84,4 млрд руб., но сроки подведения его итогов переносили (по данным источников “Ъ”, Балтзавод не укладывался в цену). Как писал “Ъ” 24 февраля, в роли альтернативного подрядчика на конкурс могла выйти структура “Росатома”, например, ОАО “ОКБМ Африкантов” (производит реакторы РИТМ-200 для ЛК-60). Затем ОКБМ могло бы распределить заказ между субподрядчиками. Источники “Ъ” говорили, что так “Росатом” может снизить цену.

Снижение цены на 2 млрд руб. “стало компромиссом”, поясняют собеседники “Ъ”. По их словам, “есть понимание, что “Росатом”, как заказчик, будет контролировать выделение и освоение средств”, а у ОСК “не будет столь широких полномочий распоряжения деньгами”. Источники “Ъ” отмечают, что “конкретный механизм контроля” будет выработан позже. Теперь ООО “Балтийский завод — судостроение” подаст заявку на конкурс “Росатома”. По данным сайта госзакупок, вскрытие конвертов с заявками намечено на 15 апреля, а итоги должны быть подведены 17 апреля. В ОСК отказались от комментариев, в “Росатоме” на запрос “Ъ” не ответили.

По словам собеседников “Ъ”, в “Росатоме” опасались, сможет ли Балтзавод исполнить заказ в срок и уложиться в смету на фоне “общих проблем с управляемостью всей ОСК”, и поэтому “хотели полностью контролировать процесс”. Но “в итоге было решено не усложнять схему и доверить производство Балтзаводу”, учитывая, что это единственная российская верфь с компетенциями по строительству атомных ледоколов, а без крупного заказа под вопросом оказывалась программа ее финансового оздоровления. К тому же у “ОКБМ Африкантов” нет мощностей для строительства ледокола целиком, и “могли возникнуть сложности с получением лицензий”.

Но, по мнению Надежды Малышевой из PortNews, полностью контролировать расходование средств будет сложно. Она не исключает, что “Росатом” не решался передать заказ Балтзаводу “не столько из-за цены, сколько из-за неопределенности со сменой руководства ОСК, но сейчас очевидно, что затягивать тендер дальше нельзя”. Эксперт полагает, что срок сдачи ЛК-60, запланированный на 2019 и 2020 годы и так может сдвинуться примерно на год.

Bellona

info@bellona.no