Экологи, инвесторы разочарованы отсрочкой в принятии новых климатических обязательств в ЕС

ingressimage_climate-vilnus.jpg Photo: Фото: The Council of the European Union/ consilium.europa.eu

В январе Европейская комиссия предложила новые климатические цели к 2030 году: сокращение выбросов парниковых газов на 40% от уровня 1990 года, производство как минимум 27% энергии от возобновляемых источников энергии (в феврале Европарламент проголосовал за повышение доли возобновляемой энергии до 30%), повышение энергоэффективности на 40%.

Ожидалось, что Европейский совет утвердит эти предложения на заседании 20-21 марта с тем, чтобы Евросоюз представил свои обязательства на саммите ООН по проблеме изменения климата, который состоится в сентябре в Нью-Йорке в рамках подготовки к заключению нового глобального климатического соглашения.

Новый договор придет на смену Киотскому протоколу, срок действия которого распространяется до 2020 года, и должен быть подписан на 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) в Париже в 2015 году.

Однако мнения лидеров стран-членов разделились: 13 западноевропейских государств, включая Германию, Францию и Великобританию, призывают одобрить предложение Еврокомиссии, что позволит оказывать давление на другие державы и подталкивать их к подготовке собственных обязательств в преддверии переговоров по новому климатическому соглашению. Но восточноевропейские государства, находящиеся в зависимости от углеродоемкого угля, – в частности, Польша, Чехия и Венгрия, –потребовали подождать, пока США и Китай не объявят свои обязательства.

В результате, как сообщает Reuters (на англ. яз.), резолюция встречи Евросовета предполагает «принятие окончательного решения по новому рамочному соглашению как можно раньше и не позднее октября 2014 года».

«Ошеломляюще бессмысленной» назвал аргументацию отсрочки Иво де Бур (Yvo De Boer), бывший исполнительный секретарь РКИК ООН, ныне возглавляющий Институт глобального зеленого развития (Global Green Growth Institute).

«Трудно понять откладывание решения до октября в ожидании новостей от США и Китая, предстоящих весной 2015 года», – так отреагировал де Бур на решение Евросовета в одном из сообщений (на англ. яз.) в своем аккаунте в Твиттере.

Ранее в марте «Группа зеленого роста» (Green Growth Group), неформальное объединение министров энергетики, климата и экологии 13 европейских государств, обратилась к Европейскому совету с призывом принять основные элементы климатической стратегии на предстоящей встрече.

«Задержка рискует подорвать уверенность коммерческого сектора, отложить критические инвестиции, увеличить стоимость капитала для этих инвестиций, ослабить импульс к заключению глобального климатического соглашения», – говорится (на англ. яз.) в обращении министров.

Однако даже вопрос энергетической независимости, в частности от поставок газа из России, – оказавшийся на первом плане в связи с событиями на Украине и обострением дипломатических отношений с Москвой, – не смог подтолкнуть страны ЕС к действию.

Европейский совет, как сообщает European Voice (на англ. яз.), ограничился тем, что поручил Еврокомиссии разработать «дорожную карту» энергетической безопасности. Восточноевропейские страны, опасаясь попасть в большую зависимость от энергопоставок из России после принятия новых климатических целей, настояли, что обсуждение этих обязательств возможно только после рассмотрения такой карты – несмотря на попытки Великобритании убедить их, что установленные цели по выбросам как раз помогут привлечь инвестиции в развитие собственных источников энергии в этих странах.

Отсрочкой разочарованы и представители инвесторов, по мнению которых отсутствие определенности в климатической политике вредит инвестициям в сектор чистой энергетики в Европе.

«Инвесторы не могут планировать комплексные, долгосрочные инвестиции основываясь на одних лишь предложениях. Им нужно видеть политический курс. Новые инвестиции в энергетику являются решающим фактором достижения энергетической безопасности Европы, и меры, которые обеспечивают таковые инвестиции, должны быть приоритетом для лидеров ЕС. […] И чтобы убедить инвесторов, что ЕС стремится к низкоуглеродному будущему, им следует в ближайшие месяцы показать реальную готовность к безотлагательным действиям и предъявить амбициозное климатическое соглашение», – сказала (на англ. яз.) Стефани Пфайфер (Stephanie Pfeifer), исполнительный директор Группы институциональных инвесторов по изменению климата (Institutional Investors Group on Climate Change), объединяющей крупные европейские инвестиционные фонды общим объемом 7,5 трлн евро.

Неуслышанным оказалось мнение не только инвесторов и министров западноевропейских стран, но и многочисленных экологических организаций, которые ожидали немедленных действий по утверждению новых климатических целей, предложенных Еврокомиссией.

«Невозможно поверить, что ЕС отложил принятие решения по неотложным климатическим действиям […], – Вендель Трио (Wendel Trio), директор коалиции Climate Action Network Europe, объединяющей 120 европейских НПО, заявил в пресс-релизе (на англ. яз.) этой организации. – Учитывая аномальные погодные явления, уже приводящие к масштабным последствиям в экономике и вносящие хаос в жизни людей, наши лидеры должны ускорить темп действий по борьбе с изменением климата, а не откладывать решения в долгий ящик».

Более того, экологи полагают, что предложенного Еврокомиссией 40-процентного сокращения выбросов может быть недостаточно, чтобы избежать повышения температуры атмосферы Земли на критические 2 градуса. Перейдя этот порог, мир, как считают ученые, окажется за «точкой невозврата». Критика и рекомендации по усовершенствованию предложенных климатических целей содержатся, например, в документе, опубликованном в феврале 2014 года (на англ. яз.) Всемирным фондом дикой природы (WWF).

Между тем, по прогнозам ученых, изменение климата грозит Европе все более катастрофическими проявлениями в ближайшие десятилетия. Например, как считают авторы исследования, опубликованного в Nature Climate Change, частота тяжелых наводнений в Европе может удвоиться к 2050 году, а наносимый ими ущерб – вырасти к этому времени, по оценкам исследователей, с ежегодных 4,9 млрд евро за период с 2000 по 2012 год до примерно 23,5 млрд евро, сообщает британская Independent (на англ. яз.). В частности, Великобритания, – которая уже столкнулась с масштабными наводнениями минувшей зимой, – должна будет приготовиться ко все более частым наводнениям, прибрежным штормам и периодам аномальной жары, предупредил в понедельник один из авторов Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН на презентации второй части доклада, пишет Telegraph (на англ. яз.).

bodytextimage_flood-britain.jpg Photo: Фото: Marcin Cajzer/ Wikimedia Commons

Что предлагают экологи

Экологические организации выступают за 55-процентное сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году по сравнению с 1990 годом и увеличение доли возобновляемой энергетики до 45%.

Ранее в феврале литовские общественные экологические организации представили в Министерстве окружающей среды свою позицию по вопросу о новых климатических обязательствах, которые должны поставить перед собой Литва и другие страны ЕС на период до 2030 года.

«Позиция НПО, очевидно, гораздо амбициознее. Основанием для нее являются научные выводы, – цитирует Grynas (на лит. яз.) эксперта по изменению климата Балтийского экологического форума (БЭФ) Гинтаре Йонушаускайте (Gintarė Jonušauskaitė). – Ученые утверждают, что наше время истекает – за последние 20 лет переговоров количество выбросов лишь выросло на 60%, хотя должно было стремительно сокращаться. Это неприемлемый процесс».

Одной из причин, препятствующих серьезному сокращению выбросов, экологи считают существующую систему торговли квотами на выбросы. «Сейчас в системе накопился огромный избыток кредитов на выбросы, на два миллиарда евро, что устанавливает очень низкие цены. Очень низкие цены, в свою очередь, препятствуют инвестициям в меры, направленные на сокращение выбросов», – объясняет эксперт БЭФ.

Экологи считают, что Литва обладает достаточным для достижения предлагаемых целей потенциалом в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, и высказывают недоумение по поводу того, что этот потенциал еще не используется. Если в Европе возобновляемая энергия составляет лишь 13% всей вырабатываемой энергии, то в Литве – 22%. Таким образом, для Литвы цель ЕС к 2020 году (20%) уже достигнута, и нужно, полагают экологи, идти дальше – не к 27%, как предлагает Еврокомиссия, а к стимулирующим 50%.

20 февраля возле здания министерства окружающей среды в Вильнюсе состоялась символическая акция, призывающая литовское правительство взять на себя более серьезные обязательства по борьбе с изменением климата. Экологи заявляют, что пришло время Литве отказаться от имиджа бедной и несчастной страны, далекой от крупных загрязнителей, – позиции, которой она удобно придерживалась с 2004 года, проявляя активный интерес к климатическим переговорам только тогда, когда возникал риск снижения лимитов на выбросы.

«Министр окружающей среды при любом удобном случае упоминает, как важно, чтобы глобальный уровень потепления не превысил двух градусов. С другой стороны, он постоянно подчеркивает, что на долю Евросоюза приходится лишь 12% выбросов парниковых газов в атмосферу. Звучит так, как будто, пока нет всемирного соглашения, ни ЕС, ни Литве не нужно ничего предпринимать, – говорит (на лит. яз.) координатор Ассоциации зеленых Литвы Žali.lt Мартинас Норбутас (Martynas Norbutas). – Мы говорим: хватит оглядываться по сторонам, пора принимать решение самим».

Галина Рагузина

ragunna@gmail.com