Иллюзорность общественного участия в экологических вопросах

Базовыми стратегическими документами РФ в области охраны окружающей среды и природопользования являются: «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденные Президентом РФ 30 апреля 2012 г., и План действий по реализации «Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р.

Одним из основных принципов реализации документов, следует отметить, является участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, учёт их мнения при принятии решений в планировании и осуществлении экономической и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Однако на практике, участие граждан в принятии решений выглядит весьма призрачно.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, регламентирующую участие общественности в принятии решений, не совсем ясен механизм общественного участия, роль учета общественного мнения сведена к минимуму. Из многих нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней изъяты нормы, регламентирующие учет общественного мнения при осуществлении хозяйственной деятельности.

Важнейшие акты международного уровня, регулирующие участие общественности в принятии экологически значимых решений, РФ не ратифицированы.

С целью общественного обсуждения российских законопроектов принят Указ Президента РФ № 167 от 09.02 2011 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов». Согласно документу, проекты законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития страны, могут быть вынесены на общественное обсуждение.

Через год Правительство РФ приняло Постановление № 159 от 22.02.2012 «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Однако отсутствие в законе обязательных норм общественного обсуждения приводит к тому, что вопрос остается на усмотрение чиновников, и большинство законопроектов не проходят процедуру общественного участия.

В ГосДуму РФ внесены законопроекты «О государственном стратегическом планировании» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий», расширяющие полномочия общественности. Внесенные законопроекты «О внесении изменений в статьи 34, 46 Гражданского процессуального кодекса РФ» и проект ФЗ «Кодекс административного судопроизводства РФ» направлены на предоставление экологическим общественным организациям права обращаться в суд в целях защиты экологических прав граждан.

Однако создается впечатление, что законопроекты «зависли» в ГосДуме РФ на неопределенный срок.

В тоже время в конце 2013 года в ГосДуму РФ внесён проект ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Градостроительного кодекса РФ и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которым исключается процедура публичных слушаний по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготавливаемой для размещения линейных объектов. Экологический правозащитный центр «Беллона» вместе с многими экоНКО выступили против принятия законопроекта.

В связи с нестабильной экономической ситуацией, складывающейся в стране, вопросы правового обеспечения в области экологического развития, скорей всего, будут и в дальнейшем реализовываться по остаточному принципу, а правовое участие общественности в принятии экологически значимых решений будет отложено на неопределенный срок.

Нина Поправко