Губа Андреева: работы с ОЯТ все ближе и ближе

В России проходит тендер по выбору оборудования для переработки и вывоза отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) атомных подводных лодок (АПЛ), которое в настоящее время хранится в губе Андреева уже более 50 лет, сообщает новостной портал 51rus.org.

Складирование ОЯТ в губе Андреева ведется с 1960-х годов. Официально база была закрыта в 1992 году. После утечки из резервуаров около 30 лет назад ОЯТ было сконцентрировано в трех емкостях «сухого» хранения на территории объекта.

Сейчас в губе Андреева хранится около 22 000 отработанных топливных сборок, что эквивалентно 100 активным зонам атомных реакторов. Разработкой плана вывоза ОЯТ из губы Андреева занимается ФГУП «ФЦЯРБ». Задача заключается в переправке ОЯТ вначале на базу ФГУП «Атомфлот», расположенную в 80 км к востоку от губы Андреева, и последующей перевозке специализированным железнодорожным транспортом на переработку на ПО «Маяк».

В конце января 2014 года ФЦЯРБ объявило тендер на поставку транспортных контейнеров, в которых ОЯТ будет размещаться и перевозиться. Приём заявок на тендер продлится до конца марта 2014 года. Победитель тендера обязан будет поставить транспортные контейнеры в течение 14 месяцев с даты заключения контракта.

Ранее, в августе 2013 года, был объявлен тендер на разработку и изготовление двух железнодорожных тележек грузоподъёмностью 20 и 40 тонн для транспортирования ОЯТ в губе Андреева. Конкурс заканчивается 1 августа 2014 года, и ожидается, что оборудование будет поставлено в течение 29 месяцев после заключения контракта.

Реабилитация объекта в Губе Андреева финансируется за счёт грантов Экологического Партнерства Северного Измерения (ЭПСИ). ЭПСИ является международной структурой, которая способствует сотрудничеству между правительствами стран-партнеров, Европейской комиссией, стран-доноров и международными финансовыми институтами для реализации приоритетных проектов в области ядерной безопасности на Северо-западе России. Средства ЭПСИ находятся в ведении Европейского банка Реконструкции и Развития (ЕБРР).

В проекте участвуют также ряд стран-доноров. Великобритания обеспечивает финансирование проектирования и строительства с отработавшим ядерным топливом объектов в губе Андреева. Норвегия оказывает содействие модернизации инфраструктуры объекта, например, причалов, дорог и электроснабжения. Италия обеспечивает поставки оборудования для обращения с РАО, а также построила транспортное судно  “Россита” для транспортировки ОЯТ.

Bellona

info@bellona.no