На «Атомфлоте» заседал Общественный совет

ingressimage_01-5..JPG Photo: Bellona-Mupmansk

В зале заседаний «Атомфлота»

Очередное заседание членов рабочей группы Общественного совета прошло 6 февраля, и, как обычно, началось с обстоятельных выступлений руководителей предприятия –  первого заместителя Генерального директора – главного инженера Мустафы Кашка и заместителя Генерального директора по базированию Николая Мантула. После часового общения встреча продолжилась на открытом воздухе – члены Общественного совета посетили некоторые объекты береговой инфраструктуры – береговой пост загрузки (БПЗ) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ), плавучий док, модернизированную котельную и новую столовую для работников предприятия. Все завершилось в зале заседаний неформальным обменом мнениями за чашкой чая.

Своими впечатлениями о встрече поделился руководитель общественной организации «Беллона-Мурманск», длительное время проработавший на атомных ледоколах и судах атомно-технологического обслуживания (АТО), Андрей Золотков:

– «Атомфлот» в очередной раз продемонстрировал свое доброжелательное отношение к  «общественникам». Что скрывать – «общественников» достаточно часто не сильно жалуют во многих российских структурах, а в 2012 году некоторым НКО добавили остроты ощущений в виде подозрения на «иностранных агентов». Мурманский Общественный совет не первый раз посещает территорию «Атомфлота»: нам уже, казалось бы, показали всё, что можно было увидеть в «чистых» производственных зонах, то есть там, где не требуются переодевание в специальную одежду и применение средств индивидуальной защиты.

Вот и сегодня мы посмотрели новый готовый объект – береговой пост загрузки ОЯТ, который построен в рамках реализации ФЦП «Ядерная и радиационная безопасность России на 2008-2015г.г.». БПЗ в скором времени должен заменить плавтехбазу «Лотта», на которой до сих пор ведутся активные работы по перегрузке ОЯТ. Перенос этих операций с объекта, находящегося на плаву, на берег – это, без сомнения, повышение безопасности ядерно-опасных работ. Когда видишь толщину бетонных стен БПЗ, рассчитанных на падение летательного аппарата, то, даже непосвященному, становится ясно – предприняты основательные меры безопасности. Модернизирована в соответствии с современными требования безопасности и линия по обращению с горючими твердыми радиоактивными отходами (РАО).

Мы можем свободно задавать вопросы и обсуждать любые темы, и не только связанные с ядерной и радиационной безопасностью – в «Атомфлоте» достаточно тем для обсуждения.
 
Расстановка атомных богатырей

bodytextimage_03-8..jpg Photo: Bellona-Mupmansk

На сегодняшний момент в активной эксплуатации находятся 4 атомохода – флагман ледокольного флота «50 лет Победы» прибыл на Балтику для проводки судов в порты Финского залива, «Вайгач» ломает сибирские льды в Енисее и Обской губе, а «Таймыр» и «Ямал» ремонтируются на базе в Мурманске. Здесь же находится  атомный лихтеровоз «Севморпуть», эксплуатацию которого «Росатом» сначала хотел прекратить, но потом резко передумал. Атомоход «Россия» готовится к выводу из эксплуатации – идет процесс выгрузки ОЯТ.

Вторая жизнь атомного тяжеловоза

Например, единственный в мире атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» может одновременно взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью 300 тонн или 1328 двадцатифутовых контейнеров. За свою предыдущую деятельность он перевез более 1,5 млн тонн. В начале этого века экономическая обстановка серьезно поменялась: грузопоток стал меньше, а заказчикам стало невыгодно его фрахтовать. “Севморпуть” долго стоит у стенки причала, прожигая по 50 млн. рублей в год на свое содержание. Отработавшее ядерное топливо уже давно выгружено из реактора. Были разные идеи на дальнейшее использование этого судна, но ничего не получалось в плане превращения их в реальные действия. Неожиданно, в самом конце 2013 года Росатом принял решение о восстановлении атомного лихтеровоза.

Уникальное судно вновь оказалось нужным Родине. Теперь в его задачи войдет не только традиционное обеспечение Северного завоза, но и участие в освоение арктического шельфа и разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле.  После прошлогоднего визита военных кораблей в Арктику, определенно, в задачи лихтеровоза добавится и обеспечение развертывания и присутствия военных группировок в морях Северного Ледовитого океана, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов Крайнего Севера.

– Для ввода в эксплуатацию «Севморпути» необходимо выполнить ремонт на класс Регистра, работы по продлению ресурса ядерной энергетической установки, закупить и загрузить комплект ядерного топлива. Срок выполнения вышеуказанных работ около полутора лет. То есть судно, по планам, снова может начать работать в 2016 году. Стоимость восстановительных работ – около 1 млрд. рублей и их предоставит «Росатом». По нашему мнению, эти деньги окупятся достаточно быстро, – поясняет первый заместитель гендиректора «Росатомфлота» Мустафа Кашка.

В отстое, можно сказать – в запасе, находится атомоход «Советский Союз», но планы по его восстановлению в рабочее состояние пока не обрели конкретных сроков.

Старым коням рано на покой

Атомоходы могут понадобиться для проводки танкеров и газовозов с новых
арктических месторождений Газпрома и других компаний. Ведь, если их планам по наращиванию добычи углеводородов суждено сбыться, то по Северному морскому пути пойдет столько судов, что действующие ледоколы просто не справятся. Кроме того, погодные условия в Арктике вновь начинают ухудшаться, что приводит к ухудшению ледовой обстановки.                                                                                               

– На Енисее в этом году наблюдаются средние многолетние показатели температуры и толщины льда, а раньше они были ниже. Площади льда стали гораздо больше. К счастью, это пока однолетние льды, но они нарастают. Кроме того, в этом году температурная аномалия до – 6 градусов наблюдалась и в восточном секторе Арктики. Это районы около Певека и Чукотки. Это уже серьезная аномалия, – уверен Мустафа Кашка.

Конечно, руководители «Атомфлота» очень надеются на новый универсальный атомный ледокол проекта 22220, строительство которого началось в Петербурге. Но уже сейчас есть предпосылки, что в указанные  сроки его могут и не построить – на сегодняшний день задержка уже составила пару месяцев. А конкурс по выбору исполнителя заказа на строительство второго и третьего ледоколов в очередной раз перенесен, теперь уже на март. Говорят, что главными причинами стали споры вокруг того, какие именно агрегаты и какие именно фирмы должны участвовать в проекте. В «Атомфлоте», например, считают, что на все три ледокола должно быть установлено одинаковое оборудование от одних поставщиков.

С новым универсальным атомным ледоколом “Атомфлот” ожидают серьезные перемены, связанные с новыми технологиями обслуживания, ремонта, докования судна и перезарядки реактора. Но об этом в следующем материале.

Алексей Павлов