News

Слушания в Островце по Белорусской АЭС для литовской общественности не соответствовали конвенции Эспоо

Опубликовано: 12/09/2013

Автор: Беллона

В общественных слушаниях по Оценке воздействия на окружающую среду проекта Белорусской АЭС, организованных Беларусью в Островце в августе этого года, не участвовали ни официальная Литва, ни ее экологическая общественность. Беларусь обвинила литовскую сторону в неконструктивной позиции, однако эксперты сочли, что эти слушания не соответствовали принципам конвенции Эспоо.

Островецкие слушания – вторая попытка Беларуси ввести литовскую общественность в заблуждение

2 марта 2010 года в Вильнюсе Беларусь уже проводила для литовской общественности слушания по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) проекта Белорусской АЭС. Они закончились скандалом и были объявлены аудиторией несостоявшимися – литовцы возмутились отсутствием надлежащего перевода и достоверной информации о Белорусской АЭС. Как уже писала Беллона.ру, участники слушаний тогда подписали и направили в Министерство окружающей среды Литвы текст, где признали  слушания несостоявшимися по причине их несоответствия конвенции Эспоо.

В июне 2011 года Литва подала на Беларусь жалобу в связи со строительством ее АЭС в Комитет по осуществлению конвенции Эспоо об оценке воздействия в трансграничном контексте, где, в частности, говорилось о том, что общественные  слушания в Вильнюсе прошли с нарушениями Конвенции. Как уже писала Беллона.ру, в марте 2013 года Комитет конвенции Эспоо, рассмотрев эту жалобу, сделал выводы о том, что Беларусь нарушила Конвенцию и дал ей рекомендации. Комитет предписал Беларуси, среди прочего, продолжить процедуру трансграничной ОВОС на основании окончательной документации ОВОС, обеспечить перевод на литовский язык этой документации для общественных консультаций, а также дать общественности возможность для комментариев или возражений.

Получив эти рекомендации, официальная Беларусь поспешила 17 августа этого года организовать повторное собрание для литовской общественности, на этот раз в белорусском Островце Гродненской области. Но и на этот раз Беларусь обвинили в фальсификации слушаний — как литовские чиновники, так и независимые эксперты, и экологическая общественность. Официальная Литва проигнорировала островецкие слушания, а представители заинтересованной литовской общественности заявили о своем неучастии в них.

Литва и Беларусь обменялись взаимными претензиями

Еще задолго до слушаний Белорусское Минприроды разместило на своем сайте сообщение, обвиняющее Литовскую Республику в срыве двусторонних консультаций по Белорусской АЭС в рамках Эспоо. В тексте этого документа, в частности, говорится: «В условиях создания литовской стороной искусственных препятствий для литовской общественности принять участие в обсуждении отчета об ОВОС белорусская сторона приняла решение об организации данного процесса самостоятельно». Такими препятствиями официальная Беларусь называет отсутствие реакции на свои вопросы и предложения, которые она несколько раз направляла Литве за последние полтора года.

Представители Литвы отвергают эти обвинения Беларуси. Так Виталюс Ауглюс, директор департамента по предотвращению загрязнения окружающей среды Министерства окружающей среды Литвы, ответственный за осуществление конвенции Эспоо в Литве, сообщил Беллоне.ру, что с лета 2010 года литовская сторона просит официальный Минск о проведении повторных слушаний для своей общественности в Вильнюсе. «Однако до недавнего времени белорусская сторона заявляла, что слушания в Вильнюсе уже были и других не будет», — прокомментировал он. Информация Ауглюса подтверждается заявлениями официальной Беларуси в СМИ в 2010 году. Беллона уже писала о том, что в 2010 году Беларусь объявила о завершении консультаций по Островецкой АЭС. Ауглюс также сообщил, что его Министерство не получало официального приглашения от Беларуси к организации слушаний для литовских граждан.

По поводу островецких слушаний МИД Литвы направил Беларуси две ноты: 6 июля и 24 августа этого года. Это сообщил радиостанции LRT премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичус, передает Delfi.lt.

Еще в июле они были названы Литвой несоответствующими принципам Эспоо, поскольку Беларусь до сих пор не предоставила ответов на вопросы Литвы по ОВОС Белорусской АЭС. В этой ситуации, по мнению литовской стороны, слушания являются поспешностью, так как литовские эксперты не смогли ознакомиться с необходимой информацией.

На это белорусская сторона еще в сообщении своего Минприроды ответила: «и Конвенция Эспо, и Орхусская Конвенция предусматривают участие общественности в процедуре ОВОС уже на самом раннем этапе, а не после изучения информации экспертами, как утверждает литовская сторона». А также, пишет Минприроды, «В соответствии с положениями Конвенции Беларусь ответила на все вопросы Литвы».

Июльская нота МИДа Литвы вызвала реакцию белорусского МИДа – туда пригласили литовского посла, и замминистра иностранных дел Беларуси Елена Купчина выразила ему недоумение официального Минска.

После слушаний литовский министр иностранных дел Линас Линкявичус, по официальной информации, назвал самой большой бедой то, что Беларусь начала строить АЭС до завершения процедуры Оценки воздействия на окружающую среду. «Этот проект (АЭС-2006) существует только на чертежах (…), он нигде не был реализован. (…) не может быть никаких компромиссов относительно исследования воздействия на окружающую среду», — добавил литовский министр.

Несколькими днями позже, 22 августа литовский МИД, как сообщает Naviny.by, вызвал к себе белорусского посла Владимира Дражина. Тогда вице-министр иностранных дел Литвы Роландас Крищюнас заявил белорусскому представителю о недопустимости спешки в строительстве АЭС, односторонних действий и формального отношения к процедурам конвенции Эспоо. Он также напомнил о том, что Беларусь еще не предоставила Литве полного и окончательного текста ОВОС проекта Белорусской АЭС.

Днем раньше, 20 августа, литовский премьер-министр Альгирдас Буткявичюс заявил, что строительство Белорусской АЭС в Островце не может начинаться, поскольку требования Эспоо не выполнены и консультации с Литвой не завершены. «Если говорить об Островецкой АЭС, следует признать, что Комиссия Эспоо оценила этот проект негативно. Процесс обсуждения ОВОС с Литвой не завершен. Запрашиваемая в течение нескольких лет информация не получена. Согласно требованиям конвенции строительство этого объекта не может начаться», — сказал Буткявичюс в интервью LRT передает Delfi.lt.

Экологическая общественность протестует

За несколько дней до островецких слушаний Белорусская антиядерная кампания (БАЯК) распространила заявление, где выразила свое опасение по поводу того, что эти слушания «станут очередной попыткой обмана международного сообщества».

Свои опасения БАЯК аргументировала, в частности, тем, что Беларусь не предоставила литовской общественности полной версии ОВОС проекта Белорусской АЭС, а в предоставленной версии занизила оценки последствий возможных аварий, а также проводит слушания для литовцев в белорусском Островце в отпускной сезон.

Опасения белорусских антиядерщиков подкрепляют и печальные факты из белорусского опыта: фальсификация слушаний в Островце 9 октября 2009 года; арест российского физика-ядерщика Ожаровского на слушаниях в Островце; отказ Информационного центра АЭС принимать группу молодых экологов в июне этого года; репрессии в отношении критиков строительства АЭС в Беларуси в последние годы.

Обманом международного сообщества является и продолжающееся активное строительство Островецкой АЭС, начатое до завершения консультаций по Эспоо.

Авторы заявления считают, что белорусским властям следует «полностью остановить строительство АЭС, провести процедуру ОВОС заново и надлежащим образом», а также «пересмотреть решение о строительстве АЭС с учетом мнения белорусской общественности и затрагиваемых стран». Если эти условия будут выполнены, официальному Минску придется отказаться от строительства атомной электростанции, убеждены участники Белорусской антиядерной кампании.

После слушаний белорусские и литовские экологические общественные организации заявили о непризнании слушаний в Островце 17 августа соответствующими конвенции Эспоо.

Литовская экологическая общественность не приняла участия в островецких слушаниях

Ведущие литовские общественные организации, в том числе экологические, объявили о своем неучастии в островецких слушаниях 17 августа, сообщает БелаПАН. Незадолго до слушаний они распространили заявление, подписанное Движением зеленых Литвы, «Атгайя», Центром молодежи Литвы, Ассоциация ZALI.LT, а также партией «Литовский союз крестьян и зеленых». Текст заявления был направлен в посольство Беларуси в Литве, в Министерство окружающей среды Литвы и в Комитет конвенции Эспоо.

Представители литовской общественности заявили, что не намерены участвовать в «инсценировке общественных обсуждений» и обратились к белорусскому правительству с требованием сначала остановить строительство АЭС и только затем провести процедуру ОВОС, как этого требует Конвенция Эспоо.

Заместитель председателя партии «Литовский союз крестьян и зеленых» Томас Томилинас прокомментировал: «Проводимые ранее в Островце слушания по белорусской АЭС заканчивались для противников строительства атомной электростанции арестами и заключениями».

Для литовской экологической общественности неприемлемы также утверждения официальной Беларуси об отсутствии возможного воздействия на Литву АЭС, строящейся в 50 километрах от Вильнюса и в 20 — от литовской границы. Риски аварий, по их мнению, занижены, так как по данным Норвежского агентства по радиационной безопасности, радиус загрязнения почв аварийной Островецкой АЭС может составить до 800 километров.

Эксперты: островецкие слушания не соответствовали принципам конвенции Эспоо

По мнению экспертов, при организации и проведении островецких слушаний по проекту Белорусской АЭС для литовских граждан были нарушены принципы конвенции Эспоо. 

Слушания для литовской общественности не проводились в Литве. Однако традиции и принципы конвенции Эспоо таковы, что слушания обычно проводят на затрагиваемых территориях – такое мнение Беллоне.ру высказал юрист международной общественной организации «Европейский Экофорум», автор «Практического руководства для граждан и НГО» по конвенции Эспоо Андрей Андусевич. «Слушания по отчету об ОВОС проекта Белорусской АЭС для литовской общественности желательно проводить в Вильнюсе, это позволит наиболее полно учесть мнение жителей 500 тысячного города, находящегося всего в 50 километрах от планируемой АЭС», — отметил он. Такого же мнения, по информации Naviny.by, придерживается и Виталюс Ауглюс.

Беларусь не стала организовывать слушания вместе с Литвой – говорит Виталюс Ауглюс. «Беларусь сама назначила даты слушаний без какого-либо диалога с Литвой, — комментирует Виталюс Ауглюс для Naviny.by. — Но, в соответствии с конвенцией Эспоо, это мероприятие следовало бы проводить совместно, согласовав формат, место и время». По мнению Андрея Андрусевича, стороны должны совместно выбрать время проведения слушаний, приемлемое для общественности. Эксперт прокомментировал Беллоне.ру: «Общественность должна иметь возможность подготовиться к слушаниям заблаговременно, кроме того, даты слушаний не могут совпадать со временем отпусков или национальными праздниками».
Но Беларусь назначила дату проведения слушаний в традиционное время отпусков в Литве, — эксперты отметили этот факт как затрудняющий участие общественности, а представители литовских НГО – как делающий такое участие невозможным.

[picture1]Были созданы дополнительные барьеры для заинтересованной общественности. Оба эксперта подчеркнули, что визовые и транспортные барьеры препятствовали доступу независимой литовской общественности на слушания. Так, у потенциальных участников не было иной возможности попасть на слушания, кроме как на бесплатном транспорте, организованном белорусской стороной.

По информации литовского журналиста Рамунаса Богданаса, именно процесс выдачи виз и транспортировки белорусские чиновники использовали для отсева неангажинованной общественности. Для получения визы Богданасу пришлось прийти в консульство за несколько дней до слушаний, заполнить анкеты и ждать решения консульства о выдаче визы. Бесплатный автобус, по свидетельствам журналиста, уехал от посольства на полчаса раньше заявленного времени – в 8.00 вместо 8.30.

Беларусь не предоставила литовской общественности полной версии ОВОС

Беларусь не предоставила литовской общественности полной версии ОВОС белорусской АЭС для обсуждения – об этом за неделю до слушаний заявила Белорусская антиядерная кампания (БАЯК). По информации БАЯК, размещенный на сайте белорусского посольства текст ОВОС в несколько сотен страниц отличается от полной версии этого документа в 3500 страниц, который анализировала Комиссия общественной экологической экспертизы проекта Белорусской АЭС в 2010 году.

Вице-министр иностранных дел Литвы Роландас Крищюнас в своем обращении к белорусскому послу подтвердил это: «Беларусь в июне прислала переведенный на литовский язык отчет о воздействии на окружающую среду за 2011 год, в отношении которого уже был сформулирован негативный вывод Комитета Эспоо».

Слушания в Островце – «шоу и концерт»

[picture2]Литовский министр иностранных дел Линас Линкявичус назвал островецкие слушания «концертом и шоу», информирует сайт МИДа Литвы. Такого же мнения придерживаются и журналисты, и независимые наблюдатели, присутствовавшие на слушаниях.

По информации журналиста Рамунаса Богданаса, белорусские чиновники вместо ответов на вопросы излагали голословные тезисы о якобы полезности и безопасности Островецкой АЭС. «С трибуны рассказывают, как все безопасно, надежно и необходимо. Было выбрано 74 возможные площадки, только неизвестно, какие; позднее 71 отклонена – непонятно, почему, а две из оставшихся трех оказались опасными из-за карстовых провалов»,пишет он в своей статье. — «Дали возможность и мне подойти к микрофону: я заинтересовался, что Беларусь сделала с 16 рекомендациями и 22 особыми предложениями, которые составила миссия МАГАТЭ в 2012 году (по белорусской АЭС)», — пишет журналист. Вместо ответа на вопрос замминистра энергетики Михаил Михадюк сообщил, что две миссии МАГАТЭ все одобрили.

Координатор общественной кампании «Островецкая атомная – это преступление!» Николай Уласевич подтвердил Беллоне.ру, что ответы на некоторые вопросы отсутствовали: «Ни на один из своих вопросов я не получил ответа, после чего покинул мероприятие. Однако, замминистра энергетики Михаил Михадюк, сделал свой комментарий, упоминая меня».

Журналисты Lietuvos Ritas сообщили, что на слушаниях со ссылкой на регламент и недостаток времени из-а опоздания четвертого автобуса не всем желающим дали доступ к микрофону.

В островецких слушаниях участвовала ангажированная публика

[picture3]Как и во время островецких слушаний в 2009 году, белорусская сторона заполнила зал ангажированной публикой. Для лояльных к белорусской АЭС литовцев из городка атомщиков Висагинаса был организован специальный транспорт. Как сообщили Беллоне.ру корреспонденты Lietuvos Ritas, из Литвы Островец направились три автобуса — один с 37-ю жителями Висагинаса, второй — с журналистами. На третьем автобусе приехали только два жителя Вильнюса. Затем, с опозданием на полчаса, приехал четвертый автобус, со специально организованной группой, по неофициальной информации, из выпускников некоей военной школы.

Всего в островецких слушаниях, по официальным данным, приняли участие 102 литовских гражданина. По информации Богданаса, в этот перечень вошли и журналисты.

Как комментируют корреспонденты портала greenbelarus.info, около трети зала было занято  представителями белорусских трудовых коллективов. Это подтверждает в своей статье и Рамунас Богданас: «У входа в зал я слышал, что было приказано заполнить его, и служащим приказали участвовать».

У посольства Беларуси — пикет против строительства Островецкой АЭС

21 августа у здания посольства Беларуси в Вильнюсе прошел пикет против строительства Островецкой АЭС и нарушения Беларусью положений конвенции Эспоо. Участники пикета, члены Литовского союза крестьян и зеленых, держали банеры «Stop Ostrovets» и «Эспоо не для вас?». Зампредседателя союза Томас Томилинас пояснил журналистам, что выступающие требуют остановить строительство Островецкой АЭС, поскольку Беларусь еще не закончила консультации по конвенции Эспоо и допустила ряд нарушений ее положений при реализации своего атомного проекта. С другой стороны, Томилинас выразил мнение литовской экологической общественности: «И все же мы, по международному праву, можем требовать, чтобы рядом с Вильнюсом не было опасного атомного реактора».