Кроношпан: местные чиновники – за, общественность – против

frontpageingressimage_1377571377_kronospan_zavod.jpg Photo: journalufa.com

17 августа 2012 года Президент Башкортостана и глава группы компаний Kronospan Holdings East Ltd подписали инвестиционное соглашение о строительстве в республике крупного предприятия по деревообработке и производству строительных материалов.

Новое производство «Кроношпан» (Kronospan), расположится в Уфимском районе, и начнет выпуск продукции в 2014 году. Башкортостан настолько заинтересован в реализации проекта, что предложил инвестору наилучшие условия, в том числе с точки зрения налоговых льгот.

К тому же реализация инвестиционного проекта позволит привлечь в республику более 6 млрд. рублей иностранных инвестиций и создать 250 рабочих мест. На базе предприятия планируется создание индустриального парка по глубокой деревопереработке. Для этого в Уфимском районе республики отведено около тысячи гектаров земли.

Загрязнение воздуха

По оценкам специалистов Минприроды РФ, при выходе кроношпановского производства на проектную мощность в атмосферу будет выбрасываться около 18 тонн формальдегида, 12 тонн аммиака, 13 тонн ангидрида и «розой ветров» все это будет относиться по крайне мере на население 30-35 тыс. человек.

Народ VS чиновников

Местное население, которое не сочли необходимым проинформировать о планируемом строительстве, выступает категорически – против, опасаясь, что при выходе деревообрабатывающего производства на проектную мощность произойдет необратимое изменение экологической обстановки. Собственно говоря, это подтверждается информацией, которую можно найти в интернете, о  нарушениях Кроношпаном экологических норм по всему миру, от Алабамы до Румынии и подмосковного Егорьевска.

Чиновники же, в свою очередь,  пытаются успокоить протестующую общественность, заявляя, что «вся  документация по проекту проходит государственную экспертизу, а импортное оборудование, устанавливаемое на производстве, отвечает требованиям законодательства об охране окружающей среды, в том числе европейского».

Подобный ответ властей, вызывает недоумение: каким образом проект проходит государственную экспертизу, без информирования общественности, общественных слушаний с обсуждением оценки воздействия планируемого объекта на окружающую среду и учета мнения общественности при принятии решений? Это притом, что строительство экологически опасного объекта уже началось.   

Правовая сторона вопроса

Несмотря на то, что строительство промышленного объектов компании Kronospan   способствует развитию региона, увеличению численности рабочих мест и в конечном итоге улучшению качества жизни граждан, с другой стороны – отсутствие оценки воздействия на окружающую среду еще на этапе планирования хозяйственной деятельности приводит к тому, что такая деятельность может представлять опасность для окружающей среды и здоровья местного населения.

Основными законодательными документами, регулирующими участие общественности при выполнении процедуры ОВОС, являются «Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и международные конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо) и «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция).  

Однако международные конвенции Российской Федерацией не ратифицированы, следовательно, не являются частью ее правовой системы.

В соответствии с  приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду» ОВОС проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе.

После внесения изменений в 2007 году в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» из объектов, обязательных для проведения государственной экологической экспертизы были изъяты почти все проекты промышленной деятельности.  

Экологически безответственные хозяйствующие субъекты чаще всего этим и обосновывают свое бездействие в части непроведения ОВОС и непредоставления  этих материалов заинтересованной общественности.

Правда, в силу ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Следовательно, на стадии «планируемой деятельности» ОВОС в рамках процедуры общественных обсуждений соответствующих материалов, должен проводиться в обязательном порядке.

Но возникает иная проблема: даже если ОВОС и проведен, а заинтересованная общественность на общественных обсуждениях высказалась «против», в российском законодательстве отсутствует реальный механизм учета общественного мнения.

Тем не менее, в соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса РФ и ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» общественное участие и учет мнения заинтересованных сторон регламентируется при разработке градостроительной документации в рамках проведения публичных слушаний. Подробнее эта процедура должна быть прописана в Уставах муниципальных образований и нормативно-правовых актах муниципальных образований, но и она не всегда однозначно регулирует учет предложений, рекомендаций и замечаний общественности.

Подобная правовая неопределенность в части проведения ОВОС и участия  общественности вызывает обеспокоенность. «Беллона» и экологические активисты из разных регионов призывает правительство Российской Федерации  ускорить подготовку документов для ратификации международных Конвенций по общественному участию граждан, полагая, что это позволит нормализовать экологическую обстановку и снизить социально-экономический накал.

Именно поэтому на портале Change.org создана петиция с требованием к органам власти присоединения Российской Федерации к Конвенции ЕЭК ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Позиция «Беллоны»

Экологический правозащитный центр «Беллона» поддерживает инициативную группу граждан, выступающую против строительства экологически опасного объекта под Уфой.

«Беллона» направила жалобу в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с требованием провести проверку по фактам нарушений законодательства об охране окружающей среды при строительстве деревообрабатывающего предприятия «Кроношпан» в республике Башкортостан.

Нина Поправко